«Детектив» в критике, науке и паранауке (обзор основных тенденций)
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2017-2-19-34
Аннотация
Список литературы
1. Зоркая Н.А. Проблемы изучения детектива: опыт немецкого литературоведения // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 65-77.
2. Герасименко Э.Н. Детектив глазами современных лингвистов // Культура народов Причерноморья: Научный журнал. 2011. № 209. Серия «Вопросы духовной культуры - филологические науки». С. 123-125.
3. Герасименко Э.Н. Детективный текст как объект филологических исследований // Наукові записки Харківського національного педагогічного університету ім. Г.С. Сковороди. 2013. Вип. 3. С. 40-51. (Літературознавство)
4. Chesterton G.K. A Defense of Detective Stories // The Defendant. L.: R.B. Johnson, 1901. P. 157-162.
5. Chesterton G.K. Art and the Detective // The Living Age. 1906. Vol. 33. 24 November. P. 505-510.
6. Борисенко А. Золотой век британского детектива // Только не дворецкий: Золотой век британского детектива: Антология / Сост. А. Борисенко, В. Соськин. М., 2011.
7. The Art of the Mystery Story: A Collection of Critical Essays / Ed. by H. Haycraft. N.Y.: Simon and Schuster, 1946.
8. The Cambridge Companion to Crime Fiction / Ed. by M. Priestman. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
9. Horsley L. Twentieth-Century Crime Fiction. Oxford: Oxford University Press, 2005.
10. Freeman O.R. The Art of the Detective Story [Электронный ресурс] // The Shaftesbury Project. URL : http:// www.dozenten.anglistik.phil.uni-erlangen.de/~cnhuck/Freemann_The%20Art%20 of%20the%20Detective%20Story.pdf (дата обращения 10.09.16).
11. Chesterton G.K. How to Write a Detective Story // Best Seller Mystery Magazine. 1960. March. P. 125-132.
12. Sayers D.L. Introduction to the Omnibus of Crime (1928) // The Art of the Mystery Story. P. 71-109.
13. Сэерс Д. Английский детективный роман [Электронный ресурс] // Международная Федерация русскоязычных писателей (МФРП). URL: http://www.rulit.org/read/38 (дата обращения 10.09.16).
14. Knox R. Ten Commandments of Detective Fiction [Электронный ресурс] // PBworks, Inc. URL: http://gadetection.pbworks.com/w/page/7931441/Ronald%20Knox%27s%20 Ten%20Commandments%20for%20Detective%20Fiction (дата обращения 22.08.13).
15. Symons J. The Detective Story in Britain. L.: Longmans, Green and Co., 1962.
16. Symons J. Bloody Murder: From the Detective Story to the Crime Novel: a History. Harmondsworth, 1975.
17. Буало П., Нарсежак Т. Детективный роман // Как сделать детектив. М., 1990. С. 192-224. Narcejac Th. Esthétique du roman policier. P.: Le Portulan, 1947.
18. Auden W.H. The Guilty Vicarage: Notes on the Detective Story // Harper Magazine. 1948. May.
19. Haycraft H. Murder for Pleasure: The Life and Times of the Detective Story. N. Y.: Biblo and Tannen, 1968;
20. Murch A.E. The Development of the Detective Novel. L.: Peter Owen Limited, 1958.
21. Bargainnier E.F. The Gentle Art of Murder: the Detective Fiction of Agatha Christie. Bowling Green, OH: Bowling Green State University Popular Press, 1980.
22. Barnard R. A Talent to Deceive: An Appreciation of Agatha Christie. L.: Collins, 1980.
23. Dove G.N. The Police Procedural. Bowling Green, OH: Bowling Green University Popular Press, 1982.
24. Knight St. Crime Fiction, 1800-2000: Detection, Death, Diversity. Basingstoke; N. Y.: Palgrave Macmillan, 2004.
25. Knight St. Form and Ideology in Detective Fiction. Bloomington: Indiana University Press, 1980.
26. Panek L.L. Watteau’s Shepherds: The Detective Novel in Britain 1914-1940. Bowling Green, OH: Bowling Green University Popular Press, 1979.
27. Panek L.L. An Introduction to the Detective Story. Bowling Green, OH: Bowling Green State University Press, 1987.
28. Scaggs J. Crime Fiction. L., N.Y.: Routledge, 2005.
29. Hausladen G.J. Places for Dead Bodies. Austin: University of Texas Press, 2000.
30. Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул / Пер. с англ. Е.М. Лазаревой // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 33-64.
31. Cawelti J.G. The Concept of Formula in the Study of Popular Literature // Popular Culture: Production and Consumption. Oxford: Blackwell Publishing, 2001. P. 203-209.
32. Todorov Tzv. The Typology of Detective Fiction // The Poetics of Prose. Ithaca; N. Y.: Cornell University Press, 1977. P. 42-52.
33. Cawelti J.G. The Formula of the Classical Detective Story // Adventure, Mystery, and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture. Chicago: University of Chicago Press, 1976. P. 106-110.
34. Reddy M.T. Sisters in Crime: Feminism and the Crime Novel. N.Y.: Continuum Books, 1988.
35. Pykett L. The Sensational Novel: From the Woman in White to the Moonstone: Writers and Their Work. Plymouth: Northcote House, 1994.
36. Nickerson C.R. The Web of Iniquity: Early Detective Fiction by American Women. Durham: Duke University Press, 1998.
37. Rowland S. From Agatha Christie to Ruth Rendell: British Women Writers in Detective and Crime Fiction. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2001.
38. Clark U., Zyngier S. Women beware Women: Detective Fiction and Critical Discourse Stylistics // Literature and Stylistics [Rio de Jeneiro]. 1998. May. Vol. 7. № 2. P. 141-158.
39. Clark U. Discourse Stylistics and Detective Fiction: a Case Study // Literature and Stylistics for Language Learners: Theory and Practice. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2007. P. 60-75.
40. Clark U. Discourse Stylistics and Detective Fiction: a Case Study. P. 73.
41. Адамов А. Мой любимый жанр - детектив: Записки писателя. М: Советский писатель, 1980.
42. Чуковский К. О Шерлоке Холмсе // Конан Дойл А. Записки о Шерлоке Холмсе: рассказы и повести. Л.: Детская литература, 1980. С. 5-16.
43. Чуковский К. Триллеры и чиллеры // Книжное обозрение. 1997. № 31.
44. Вайнер А., Вайнер Г. Детектив - серьезная игра // Приключенческий фильм: Пути и поиски: Сб. науч. трудов / Отв. ред. А.С. Трошин. М.: ВНИИК,1980. С. 127- 132.
45. Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив: Опыт изучения одного из жанров буржуазной массовой культуры. Л.: Искусство. Ленингр. отд., 1975.
46. Бритиков А.Ф. Детективная повесть в контексте приключенческих жанров // Русская советская повесть 20-30-х годов. Л.: Наука, 1976.
47. Вулис А. Поэтика детектива // Новый мир. 1978. № 1. С. 244-258.
48. Берковский Н. Мир, создаваемый литературой. М.: Советский писатель, 1989. С. 116-118.
49. Лотман Ю. Биография - живое лицо // Новый мир. 1985. № 2.
50. Лотман Ю. Логика взрыва // Культура и взрыв. М.: Гнозис; Издат. группа «Прогресс», 1992. С. 176-190.
51. Лотман Ю. О дуэли Пушкина без «тайн» и «загадок»: Исследование, а не расследование. [Электронный ресурс] // Фундаментальная электронная библиотека. URL: http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lot/lot-375-.htm (дата обращения 15.08.13).
52. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990. С. 193.
53. Аверинцев С.С. Г.К. Гилберт Кит Честертон, или Неожиданность здравомыслия // Честертон Г.К. Писатель в газете: художественная публицистика. М.: Прогресс, 1984. С. 329-342.
54. Бент М.И. Немецкая романтическая новелла: генезис, эволюция. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987.
55. Альтшуллер Г. Шерлок Холмс и ТРИЗ [Электронный ресурс] // Сайт Официального Фонда Г.С. Альтшуллера. URL: http://www. altshuller.ru/triz/investigations5.asp (дата обращения 15.08.13).
56. Воробьев В.В. Принципы Шерлока Холмса [Электронный ресурс] // Mirmafii.ru. URL: http://www.mirmafii.ru/article/195 (дата обращения 15.08.13).
57. Бавин С.П. Зарубежный детектив XX века в русских переводах: попул. библиогр. энцикл. М.: Книжная палата, 1991.
58. Рейтблат А. Материалы к библиографии русского дореволюционного детектива // De visu. 1994. № 3/4. С. 77-81.
59. Современный отечественный детектив: библиогр. указатель / Авт.-сост. И.В. Еремина, Е.В. Ярошенко. М.: Пашков дом, 2006.
60. Пилиев Г.К. Русский детектив: библиография: 1857-1991. М.: Миллиорк, 2009.
61. Щеглов Ю.К. К описанию структуры детективной новеллы // Щеглов Ю.К. Поэзия. Проза. Поэтика: избранные работы. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 86-107.
62. Банникова И.А. Парадокс в стилистическом контексте детектива // Вопросы романо-германского языкознания. Вып. 11. Саратов, 1995. С. 17-23.
63. Банникова И.А. О стилистическом контексте детектива и методах его исследования и приложения // Вопросы романо-германского языкознания. Вып. 10. Саратов, 2002. С. 12-17.
64. Филистова Н.Ю. Структура и семантика детективного нарратива на материале текстов английских и русских рассказов: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тюмень, 2007.
65. Гвоздева А.В. Лингвокультурный образ детектива: Автореф. дис. … канд. филол. наук: Челябинск, 2009.
66. Дудина И.А. Дискурсивное пространство детективного текста на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX вв.: Дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2008.
67. Мельничук О.А., Мельничук Т.А. Стратегии детективного дискурса (на примере романов А. Кристи) // Вопросы психолингвистики. 2012. № 15. С. 156-167.
68. Лесков С.В. Лексические и структурно-композиционные особенности психологического детектива: Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2005.
69. Теплых Р.Р. Концептосферы английских и русских текстов детективов и их языковое представление: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Уфа, 2007.
70. Завьялова Г.А. Особенности функционирования прецедентных феноменов в детективном дискурсе: (на материале английского и русского языков): Дис. … канд. филол. наук. Кемерово, 2014.
71. Варлакова Е.А. Портретное описание протагониста в различных типах детективного текста // Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. 2011. № 4 (34).
72. Варлакова Е.А. Художественная деталь как средство создания образа персонажа в различных типах детективного текста // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 3. С. 66-69.
73. Ватолина Т.Г. Когнитивная модель детективного дискурса: Дис. … канд. филол. наук. Иркутск, 2011.
74. Савочкина Е.А. Лингвоэвокационное исследование литературно-художественного жанра юридического триллера: на материале романа J. Grisham “The Runaway Jury” и его перевода на русский язык: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2007.
75. Сухина Е.В. Спортивная и игровая метафора в тексте американского юридического триллера и особенности их передачи на русский язык // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. № 4. С. 178-183.
76. Кириленко Н.Н. Композиционные формы речи в классическом детективе // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика». 2015. № 8 (151). С. 53-69.
77. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 297-325.
78. Чулкина Д.В. Грамматика и поэтика детективного нарратива: (на материале английских и русских коротких рассказов) [Электронный ресурс] // Научная сеть «Ломоносов». URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/10/Chulkina.pdf (дата обращения 18.02.2013).
79. Lin S. Teaching Detective Fiction in a University Сlassroom. Tunghai, 2008.
80. Белозерова И.В. Национальная концептосфера в детективном романе А. Кристи, Ч.П. Сноу, Д. Френсиса: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2006.
81. Ахманов О.Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Казань, 2011.
82. Дмитриева Л.П. Цикл детективных новелл Эдгара Аллана По и его рецепция в России в XIX - начале XX в.: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2010.
83. Бобкова Н.Г. Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2010
84. Казачкова А.В. Жанровая стратегия детективных романов Бориса Акунина 1900 - начала 2000-х гг.: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Н. Новгород, 2015.
85. Антонова З.В. Третий период творчества Уилки Коллинза: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Череповец, 2003.
86. Нелюбин А.А. Джулиан Барнс под маской Дэна Каваны: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2013.
87. Мир-Багирова С.А. Детективный жанр в азербайджанской литературе в контексте мировой литературы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Баку, 2002.
88. Киреева Н.В. Трансформация жанровых конвенций автобиографии и детектива в прозе американского постмодернизма: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2011.
89. Галиуллин Р.Р. Эволюция детектива в татарской литературе: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Казань, 2007.
90. Агеева М.Г. Эволюция детективного романа в американской литературе ХХ века: Дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2014.
91. Сафонова С.Ю. Мотив преступления как основа сюжетной интриги в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и романе Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда»: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2014.
92. Матвеенко И.А. Восприятие английского социально-криминального романа в русской литературе 1830-1900-х гг.: Дис. … д-ра филол. наук. Томск, 2011.
93. Амирян Т.Н. Конспирологический детектив как жанр постмодернистской литературы (Д. Браун, А. Ревазов, Ю. Кристева): Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2012.
94. Амирян Т.Н. Три способа типологизации детективного жанра сегодня // Вестник Пермского университета. 2011. Вып. 3 (15). Серия «Российская и зарубежная филология» С. 146-154.
95. Костина А.В. Массовая культура: теория и практика. М.: Ин-т молодежи, 1999.
96. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: Изд-во МГСА, 2003.
97. Черняк М.А. Феномен массовой литературы XX века: проблемы генезиса и поэтики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
98. Черняк М.А. Массовая литература ХХ века: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009.
99. Мельников Н.Г. Массовая литература // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001.
100. Жаринов Е.В. Историко-литературные корни массовой беллетристики. М.: ГИТР, 2004.
101. Невский Б. Служба дни и ночи: Детективная фантастика // Мир фантастики. 2006. № 10. Октябрь. Т. 38.
102. Козьмина Е.Ю. Фантастическая криминальная литература: жанр полицейского романа // Новый филологический вестник. 2011. № 1 (16). С. 141-148.
103. Козьмина Е.Ю. Классический и фантастический детектив // Новый филологический вестник. 2012. № 2 (21). С. 96-108;
104. Козьмина Е.Ю. «Расследование» С. Лема: принцип имитации и разрушение традиционных структур // Новый филологический вестник. 2015. № 4 (35). С. 17-25.
105. Козьмина Е.Ю. Музей в художественном сознании: преступление, мистика, игра // Музей и символический капитал города: I Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2011. С. 32-44.
106. Федунина О.В. Советская «милицейская» повесть: мотив испытания и проблема жанра: («Дело „пестрых“» А. Адамова) // Новый филологический вестник. 2009. Т. 8. № 1.
107. Федунина О.В. К вопросу о функциях заглавия в детективе: («Неподходящее занятие для женщины» Ф.Д. Джеймс в контексте традиции) // Вестник РГГУ. 2011. № 7 (69). Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». С. 59-66. (Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика).
108. Федунина О.В. «Медные буки» А. Конан Дойля: особенности субъектной организации и жанра // Челябинский гуманитарий. 2011. № 3 (16). С. 39-46.
109. Федунина О.В. Криминальный бестиарий А. Конан Дойля // Бестиарий и стихии. М.: Intrada, 2013. С. 118-126.
110. Федунина О.В. Кругозор героя в криминальном нарративе: жанровый аспект [Электронный ресурс] // Narratorium: Междисциплинарный журнал. 2012. № 2 (4). URL: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2628912 (дата обращения: 15.07.2016).
111. Федунина О.В. «Следователь-жертва» в криминальной литературе: к вопросу о типологии героя и жанра // Новый филологический вестник. 2012. № 2 (21). С. 130-141.
112. Гозенпуд А. Детективная драма // Пути и перепутья: Английская и французская драматургия XX века. Л.: Искусство, 1967. С. 84-111.
113. Cook M. Edgar Allan Poe and the Detective Story Narrative // Cook M. Narratives of Enclosure in Detective Fiction: The Locked Room Mystery. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2011. P. 1-20.
114. Scaggs J. Early Crime Narratives // Scaggs J. Crime Fiction. L., N.Y.: Routledge, 2005. P. 7-13.
115. Panek L.L. The origins of American Detective Story. Jefferson, NC: McFarland & Company, Inc., 2006.
116. Panek L.L. Before Sherlock Holmes: How Magazines and Newspapers Invented the Detective Story. Jefferson, NC: McFarland & Company, Inc., 2011.
117. The Classical Origins of Detective Fiction: Sophocles’s Oedipus the King and Ross Macdonald’s The Goodbye Look // Cross-cultural Communication. 2011. Vol. 7. №. 3. P. 72-79.
118. Чернавина Л.И. Детективные новеллы Э. По: (К вопросу об истоках детективного жанра) // Очерки по зарубежной литературе. Вып. 1. Иркутск, 1969. С. 36-54.
119. Георгинова Н.Ю. К вопросу о происхождении и определении детектива // Материалы междунар. науч.-практич. конф. «Филология, искусствоведение и культурология: актуальные вопросы и тенденции развития», Новосибирск, 13 мая, 2013. Новосибирск: СибАК, 2013. С. 39-42.
120. Анциферова О.Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX- XX веков: Проблема жанра. Иваново, 1994.
121. Можейко М.А. Детектив // Постмодернизм: энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. С. 212-215;
122. Можейко М.А. Детектив как художественный жанр и его трансформации в современной культуре // Керуен. 2009. № 1. С. 63-70.
123. Киреева Н.В. Трансформация жанровых конвенций автобиографии и детектива в прозе американского постмодернизма: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2011. С. 22.
124. Киреева Н.В. Постмодернистская литература США: особенности жанровой поэтики. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013.
125. Тугушева М. Под знаком четырех. М.: Книга, 1991. С. 272.
126. Теория литературы: В 2 т / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1. С. 11.
127. Федунина О.В., Кузнецова А.В. Советский шпионский роман периода «оттепели»: к проблеме жанрового инварианта // Новый филологический вестник. 2008. № 2 (7). С. 135-145.
128. Кириленко Н.Н., Федунина О.В. Классический детектив и полицейский роман: к проблеме разграничения жанров // Новый филологический вестник. 2010. № 3 (14). С. 17-32.
129. Федунина О.В. Поэтика заглавия и жанровая структура полицейского романа («Розы красные» и «Фиалки синие» Дж. Паттерсона) // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6).
130. Кириленко Н.Н. Книгоиздание в современной России и жанры криминальной литературы: в чем проблема? // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы - V: Материалы междунар. науч.-практ. интернет-конф. Екатеринбург: Урал. федер. ун-т, 2015. С. 126-136.
131. Кириленко Н.Н. Авантюрное расследование или классический детектив // Новый филологический вестник. 2012. № 2 (21). С. 80-95;
132. Кириленко Н.Н. Чего не может быть в классическом детективе (памятка для любителей жанра) // Вознесенские казармы: Альманах филологии и коммуникации. Вып. 3. Ярославль, 2015. С. 101-108.
133. Кириленко Н.Н. К вопросу об истоках жанра классического детектива (заметки) // Вестник РГГУ. 2012. № 18. Серия «Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика». С. 25-31.
134. Кириленко Н.Н. Драма как источник классического детектива // // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2016. № 5 (14). С. 9-20.
135. Кириленко Н.Н. Классическая комедия и классический детектив: (к вопросу о генезисе жанра) // Вестник КемГУ. Вып. 1 (61). Т. 2. 2015. С. 184-189.
136. Кириленко Н.Н. Единство действия в классической драме и классическом детективе // Диалог согласия: сб. науч. ст. к 70-летию В.И. Тюпы. М., 2015. С. 380-391.
137. Cvetkovich A. Mized Feelings: Feminism, Mass Culture and Victorian Sensationalism. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1992.
138. Федунина О.В. Следствие ведет комиссар Рекс: образ служебной собаки в полицейском сериале // Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве. М., 2012.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Кириленко Н.Н. «Детектив» в критике, науке и паранауке (обзор основных тенденций). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2017;(2):19-34. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2017-2-19-34
For citation: Kirilenko N. “The detective story” in the criticism, studies and parascience (an overview of principal trends). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2017;(2):19-34. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2017-2-19-34
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.