“The detective story” in the criticism, studies and parascience (an overview of principal trends)


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2017-2-19-34

Full Text:




Abstract

The article provides an overview of the literature on the subject and determines principal trends. The author comes to a conclusion that the use of such term as “a detective story” should be renounced and it’s necessary to study the separate genres of crime fiction for the implementation of scientific approach.

About the Author

Natalia Kirilenko
Russian State University for the Humanities
Russian Federation


References

1. Зоркая Н.А. Проблемы изучения детектива: опыт немецкого литературоведения // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 65-77.

2. Герасименко Э.Н. Детектив глазами современных лингвистов // Культура народов Причерноморья: Научный журнал. 2011. № 209. Серия «Вопросы духовной культуры - филологические науки». С. 123-125.

3. Герасименко Э.Н. Детективный текст как объект филологических исследований // Наукові записки Харківського національного педагогічного університету ім. Г.С. Сковороди. 2013. Вип. 3. С. 40-51. (Літературознавство)

4. Chesterton G.K. A Defense of Detective Stories // The Defendant. L.: R.B. Johnson, 1901. P. 157-162.

5. Chesterton G.K. Art and the Detective // The Living Age. 1906. Vol. 33. 24 November. P. 505-510.

6. Борисенко А. Золотой век британского детектива // Только не дворецкий: Золотой век британского детектива: Антология / Сост. А. Борисенко, В. Соськин. М., 2011.

7. The Art of the Mystery Story: A Collection of Critical Essays / Ed. by H. Haycraft. N.Y.: Simon and Schuster, 1946.

8. The Cambridge Companion to Crime Fiction / Ed. by M. Priestman. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

9. Horsley L. Twentieth-Century Crime Fiction. Oxford: Oxford University Press, 2005.

10. Freeman O.R. The Art of the Detective Story [Электронный ресурс] // The Shaftesbury Project. URL : http:// www.dozenten.anglistik.phil.uni-erlangen.de/~cnhuck/Freemann_The%20Art%20 of%20the%20Detective%20Story.pdf (дата обращения 10.09.16).

11. Chesterton G.K. How to Write a Detective Story // Best Seller Mystery Magazine. 1960. March. P. 125-132.

12. Sayers D.L. Introduction to the Omnibus of Crime (1928) // The Art of the Mystery Story. P. 71-109.

13. Сэерс Д. Английский детективный роман [Электронный ресурс] // Международная Федерация русскоязычных писателей (МФРП). URL: http://www.rulit.org/read/38 (дата обращения 10.09.16).

14. Knox R. Ten Commandments of Detective Fiction [Электронный ресурс] // PBworks, Inc. URL: http://gadetection.pbworks.com/w/page/7931441/Ronald%20Knox%27s%20 Ten%20Commandments%20for%20Detective%20Fiction (дата обращения 22.08.13).

15. Symons J. The Detective Story in Britain. L.: Longmans, Green and Co., 1962.

16. Symons J. Bloody Murder: From the Detective Story to the Crime Novel: a History. Harmondsworth, 1975.

17. Буало П., Нарсежак Т. Детективный роман // Как сделать детектив. М., 1990. С. 192-224. Narcejac Th. Esthétique du roman policier. P.: Le Portulan, 1947.

18. Auden W.H. The Guilty Vicarage: Notes on the Detective Story // Harper Magazine. 1948. May.

19. Haycraft H. Murder for Pleasure: The Life and Times of the Detective Story. N. Y.: Biblo and Tannen, 1968;

20. Murch A.E. The Development of the Detective Novel. L.: Peter Owen Limited, 1958.

21. Bargainnier E.F. The Gentle Art of Murder: the Detective Fiction of Agatha Christie. Bowling Green, OH: Bowling Green State University Popular Press, 1980.

22. Barnard R. A Talent to Deceive: An Appreciation of Agatha Christie. L.: Collins, 1980.

23. Dove G.N. The Police Procedural. Bowling Green, OH: Bowling Green University Popular Press, 1982.

24. Knight St. Crime Fiction, 1800-2000: Detection, Death, Diversity. Basingstoke; N. Y.: Palgrave Macmillan, 2004.

25. Knight St. Form and Ideology in Detective Fiction. Bloomington: Indiana University Press, 1980.

26. Panek L.L. Watteau’s Shepherds: The Detective Novel in Britain 1914-1940. Bowling Green, OH: Bowling Green University Popular Press, 1979.

27. Panek L.L. An Introduction to the Detective Story. Bowling Green, OH: Bowling Green State University Press, 1987.

28. Scaggs J. Crime Fiction. L., N.Y.: Routledge, 2005.

29. Hausladen G.J. Places for Dead Bodies. Austin: University of Texas Press, 2000.

30. Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул / Пер. с англ. Е.М. Лазаревой // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 33-64.

31. Cawelti J.G. The Concept of Formula in the Study of Popular Literature // Popular Culture: Production and Consumption. Oxford: Blackwell Publishing, 2001. P. 203-209.

32. Todorov Tzv. The Typology of Detective Fiction // The Poetics of Prose. Ithaca; N. Y.: Cornell University Press, 1977. P. 42-52.

33. Cawelti J.G. The Formula of the Classical Detective Story // Adventure, Mystery, and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture. Chicago: University of Chicago Press, 1976. P. 106-110.

34. Reddy M.T. Sisters in Crime: Feminism and the Crime Novel. N.Y.: Continuum Books, 1988.

35. Pykett L. The Sensational Novel: From the Woman in White to the Moonstone: Writers and Their Work. Plymouth: Northcote House, 1994.

36. Nickerson C.R. The Web of Iniquity: Early Detective Fiction by American Women. Durham: Duke University Press, 1998.

37. Rowland S. From Agatha Christie to Ruth Rendell: British Women Writers in Detective and Crime Fiction. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2001.

38. Clark U., Zyngier S. Women beware Women: Detective Fiction and Critical Discourse Stylistics // Literature and Stylistics [Rio de Jeneiro]. 1998. May. Vol. 7. № 2. P. 141-158.

39. Clark U. Discourse Stylistics and Detective Fiction: a Case Study // Literature and Stylistics for Language Learners: Theory and Practice. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2007. P. 60-75.

40. Clark U. Discourse Stylistics and Detective Fiction: a Case Study. P. 73.

41. Адамов А. Мой любимый жанр - детектив: Записки писателя. М: Советский писатель, 1980.

42. Чуковский К. О Шерлоке Холмсе // Конан Дойл А. Записки о Шерлоке Холмсе: рассказы и повести. Л.: Детская литература, 1980. С. 5-16.

43. Чуковский К. Триллеры и чиллеры // Книжное обозрение. 1997. № 31.

44. Вайнер А., Вайнер Г. Детектив - серьезная игра // Приключенческий фильм: Пути и поиски: Сб. науч. трудов / Отв. ред. А.С. Трошин. М.: ВНИИК,1980. С. 127- 132.

45. Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив: Опыт изучения одного из жанров буржуазной массовой культуры. Л.: Искусство. Ленингр. отд., 1975.

46. Бритиков А.Ф. Детективная повесть в контексте приключенческих жанров // Русская советская повесть 20-30-х годов. Л.: Наука, 1976.

47. Вулис А. Поэтика детектива // Новый мир. 1978. № 1. С. 244-258.

48. Берковский Н. Мир, создаваемый литературой. М.: Советский писатель, 1989. С. 116-118.

49. Лотман Ю. Биография - живое лицо // Новый мир. 1985. № 2.

50. Лотман Ю. Логика взрыва // Культура и взрыв. М.: Гнозис; Издат. группа «Прогресс», 1992. С. 176-190.

51. Лотман Ю. О дуэли Пушкина без «тайн» и «загадок»: Исследование, а не расследование. [Электронный ресурс] // Фундаментальная электронная библиотека. URL: http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lot/lot-375-.htm (дата обращения 15.08.13).

52. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990. С. 193.

53. Аверинцев С.С. Г.К. Гилберт Кит Честертон, или Неожиданность здравомыслия // Честертон Г.К. Писатель в газете: художественная публицистика. М.: Прогресс, 1984. С. 329-342.

54. Бент М.И. Немецкая романтическая новелла: генезис, эволюция. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987.

55. Альтшуллер Г. Шерлок Холмс и ТРИЗ [Электронный ресурс] // Сайт Официального Фонда Г.С. Альтшуллера. URL: http://www. altshuller.ru/triz/investigations5.asp (дата обращения 15.08.13).

56. Воробьев В.В. Принципы Шерлока Холмса [Электронный ресурс] // Mirmafii.ru. URL: http://www.mirmafii.ru/article/195 (дата обращения 15.08.13).

57. Бавин С.П. Зарубежный детектив XX века в русских переводах: попул. библиогр. энцикл. М.: Книжная палата, 1991.

58. Рейтблат А. Материалы к библиографии русского дореволюционного детектива // De visu. 1994. № 3/4. С. 77-81.

59. Современный отечественный детектив: библиогр. указатель / Авт.-сост. И.В. Еремина, Е.В. Ярошенко. М.: Пашков дом, 2006.

60. Пилиев Г.К. Русский детектив: библиография: 1857-1991. М.: Миллиорк, 2009.

61. Щеглов Ю.К. К описанию структуры детективной новеллы // Щеглов Ю.К. Поэзия. Проза. Поэтика: избранные работы. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 86-107.

62. Банникова И.А. Парадокс в стилистическом контексте детектива // Вопросы романо-германского языкознания. Вып. 11. Саратов, 1995. С. 17-23.

63. Банникова И.А. О стилистическом контексте детектива и методах его исследования и приложения // Вопросы романо-германского языкознания. Вып. 10. Саратов, 2002. С. 12-17.

64. Филистова Н.Ю. Структура и семантика детективного нарратива на материале текстов английских и русских рассказов: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тюмень, 2007.

65. Гвоздева А.В. Лингвокультурный образ детектива: Автореф. дис. … канд. филол. наук: Челябинск, 2009.

66. Дудина И.А. Дискурсивное пространство детективного текста на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX вв.: Дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2008.

67. Мельничук О.А., Мельничук Т.А. Стратегии детективного дискурса (на примере романов А. Кристи) // Вопросы психолингвистики. 2012. № 15. С. 156-167.

68. Лесков С.В. Лексические и структурно-композиционные особенности психологического детектива: Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2005.

69. Теплых Р.Р. Концептосферы английских и русских текстов детективов и их языковое представление: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Уфа, 2007.

70. Завьялова Г.А. Особенности функционирования прецедентных феноменов в детективном дискурсе: (на материале английского и русского языков): Дис. … канд. филол. наук. Кемерово, 2014.

71. Варлакова Е.А. Портретное описание протагониста в различных типах детективного текста // Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. 2011. № 4 (34).

72. Варлакова Е.А. Художественная деталь как средство создания образа персонажа в различных типах детективного текста // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 3. С. 66-69.

73. Ватолина Т.Г. Когнитивная модель детективного дискурса: Дис. … канд. филол. наук. Иркутск, 2011.

74. Савочкина Е.А. Лингвоэвокационное исследование литературно-художественного жанра юридического триллера: на материале романа J. Grisham “The Runaway Jury” и его перевода на русский язык: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2007.

75. Сухина Е.В. Спортивная и игровая метафора в тексте американского юридического триллера и особенности их передачи на русский язык // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. № 4. С. 178-183.

76. Кириленко Н.Н. Композиционные формы речи в классическом детективе // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика». 2015. № 8 (151). С. 53-69.

77. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 297-325.

78. Чулкина Д.В. Грамматика и поэтика детективного нарратива: (на материале английских и русских коротких рассказов) [Электронный ресурс] // Научная сеть «Ломоносов». URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/10/Chulkina.pdf (дата обращения 18.02.2013).

79. Lin S. Teaching Detective Fiction in a University Сlassroom. Tunghai, 2008.

80. Белозерова И.В. Национальная концептосфера в детективном романе А. Кристи, Ч.П. Сноу, Д. Френсиса: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2006.

81. Ахманов О.Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Казань, 2011.

82. Дмитриева Л.П. Цикл детективных новелл Эдгара Аллана По и его рецепция в России в XIX - начале XX в.: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2010.

83. Бобкова Н.Г. Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2010

84. Казачкова А.В. Жанровая стратегия детективных романов Бориса Акунина 1900 - начала 2000-х гг.: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Н. Новгород, 2015.

85. Антонова З.В. Третий период творчества Уилки Коллинза: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Череповец, 2003.

86. Нелюбин А.А. Джулиан Барнс под маской Дэна Каваны: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2013.

87. Мир-Багирова С.А. Детективный жанр в азербайджанской литературе в контексте мировой литературы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Баку, 2002.

88. Киреева Н.В. Трансформация жанровых конвенций автобиографии и детектива в прозе американского постмодернизма: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2011.

89. Галиуллин Р.Р. Эволюция детектива в татарской литературе: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Казань, 2007.

90. Агеева М.Г. Эволюция детективного романа в американской литературе ХХ века: Дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2014.

91. Сафонова С.Ю. Мотив преступления как основа сюжетной интриги в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и романе Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда»: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2014.

92. Матвеенко И.А. Восприятие английского социально-криминального романа в русской литературе 1830-1900-х гг.: Дис. … д-ра филол. наук. Томск, 2011.

93. Амирян Т.Н. Конспирологический детектив как жанр постмодернистской литературы (Д. Браун, А. Ревазов, Ю. Кристева): Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2012.

94. Амирян Т.Н. Три способа типологизации детективного жанра сегодня // Вестник Пермского университета. 2011. Вып. 3 (15). Серия «Российская и зарубежная филология» С. 146-154.

95. Костина А.В. Массовая культура: теория и практика. М.: Ин-т молодежи, 1999.

96. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: Изд-во МГСА, 2003.

97. Черняк М.А. Феномен массовой литературы XX века: проблемы генезиса и поэтики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

98. Черняк М.А. Массовая литература ХХ века: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009.

99. Мельников Н.Г. Массовая литература // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001.

100. Жаринов Е.В. Историко-литературные корни массовой беллетристики. М.: ГИТР, 2004.

101. Невский Б. Служба дни и ночи: Детективная фантастика // Мир фантастики. 2006. № 10. Октябрь. Т. 38.

102. Козьмина Е.Ю. Фантастическая криминальная литература: жанр полицейского романа // Новый филологический вестник. 2011. № 1 (16). С. 141-148.

103. Козьмина Е.Ю. Классический и фантастический детектив // Новый филологический вестник. 2012. № 2 (21). С. 96-108;

104. Козьмина Е.Ю. «Расследование» С. Лема: принцип имитации и разрушение традиционных структур // Новый филологический вестник. 2015. № 4 (35). С. 17-25.

105. Козьмина Е.Ю. Музей в художественном сознании: преступление, мистика, игра // Музей и символический капитал города: I Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2011. С. 32-44.

106. Федунина О.В. Советская «милицейская» повесть: мотив испытания и проблема жанра: («Дело „пестрых“» А. Адамова) // Новый филологический вестник. 2009. Т. 8. № 1.

107. Федунина О.В. К вопросу о функциях заглавия в детективе: («Неподходящее занятие для женщины» Ф.Д. Джеймс в контексте традиции) // Вестник РГГУ. 2011. № 7 (69). Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». С. 59-66. (Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика).

108. Федунина О.В. «Медные буки» А. Конан Дойля: особенности субъектной организации и жанра // Челябинский гуманитарий. 2011. № 3 (16). С. 39-46.

109. Федунина О.В. Криминальный бестиарий А. Конан Дойля // Бестиарий и стихии. М.: Intrada, 2013. С. 118-126.

110. Федунина О.В. Кругозор героя в криминальном нарративе: жанровый аспект [Электронный ресурс] // Narratorium: Междисциплинарный журнал. 2012. № 2 (4). URL: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2628912 (дата обращения: 15.07.2016).

111. Федунина О.В. «Следователь-жертва» в криминальной литературе: к вопросу о типологии героя и жанра // Новый филологический вестник. 2012. № 2 (21). С. 130-141.

112. Гозенпуд А. Детективная драма // Пути и перепутья: Английская и французская драматургия XX века. Л.: Искусство, 1967. С. 84-111.

113. Cook M. Edgar Allan Poe and the Detective Story Narrative // Cook M. Narratives of Enclosure in Detective Fiction: The Locked Room Mystery. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2011. P. 1-20.

114. Scaggs J. Early Crime Narratives // Scaggs J. Crime Fiction. L., N.Y.: Routledge, 2005. P. 7-13.

115. Panek L.L. The origins of American Detective Story. Jefferson, NC: McFarland & Company, Inc., 2006.

116. Panek L.L. Before Sherlock Holmes: How Magazines and Newspapers Invented the Detective Story. Jefferson, NC: McFarland & Company, Inc., 2011.

117. The Classical Origins of Detective Fiction: Sophocles’s Oedipus the King and Ross Macdonald’s The Goodbye Look // Cross-cultural Communication. 2011. Vol. 7. №. 3. P. 72-79.

118. Чернавина Л.И. Детективные новеллы Э. По: (К вопросу об истоках детективного жанра) // Очерки по зарубежной литературе. Вып. 1. Иркутск, 1969. С. 36-54.

119. Георгинова Н.Ю. К вопросу о происхождении и определении детектива // Материалы междунар. науч.-практич. конф. «Филология, искусствоведение и культурология: актуальные вопросы и тенденции развития», Новосибирск, 13 мая, 2013. Новосибирск: СибАК, 2013. С. 39-42.

120. Анциферова О.Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX- XX веков: Проблема жанра. Иваново, 1994.

121. Можейко М.А. Детектив // Постмодернизм: энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. С. 212-215;

122. Можейко М.А. Детектив как художественный жанр и его трансформации в современной культуре // Керуен. 2009. № 1. С. 63-70.

123. Киреева Н.В. Трансформация жанровых конвенций автобиографии и детектива в прозе американского постмодернизма: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2011. С. 22.

124. Киреева Н.В. Постмодернистская литература США: особенности жанровой поэтики. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013.

125. Тугушева М. Под знаком четырех. М.: Книга, 1991. С. 272.

126. Теория литературы: В 2 т / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1. С. 11.

127. Федунина О.В., Кузнецова А.В. Советский шпионский роман периода «оттепели»: к проблеме жанрового инварианта // Новый филологический вестник. 2008. № 2 (7). С. 135-145.

128. Кириленко Н.Н., Федунина О.В. Классический детектив и полицейский роман: к проблеме разграничения жанров // Новый филологический вестник. 2010. № 3 (14). С. 17-32.

129. Федунина О.В. Поэтика заглавия и жанровая структура полицейского романа («Розы красные» и «Фиалки синие» Дж. Паттерсона) // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6).

130. Кириленко Н.Н. Книгоиздание в современной России и жанры криминальной литературы: в чем проблема? // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы - V: Материалы междунар. науч.-практ. интернет-конф. Екатеринбург: Урал. федер. ун-т, 2015. С. 126-136.

131. Кириленко Н.Н. Авантюрное расследование или классический детектив // Новый филологический вестник. 2012. № 2 (21). С. 80-95;

132. Кириленко Н.Н. Чего не может быть в классическом детективе (памятка для любителей жанра) // Вознесенские казармы: Альманах филологии и коммуникации. Вып. 3. Ярославль, 2015. С. 101-108.

133. Кириленко Н.Н. К вопросу об истоках жанра классического детектива (заметки) // Вестник РГГУ. 2012. № 18. Серия «Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика». С. 25-31.

134. Кириленко Н.Н. Драма как источник классического детектива // // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2016. № 5 (14). С. 9-20.

135. Кириленко Н.Н. Классическая комедия и классический детектив: (к вопросу о генезисе жанра) // Вестник КемГУ. Вып. 1 (61). Т. 2. 2015. С. 184-189.

136. Кириленко Н.Н. Единство действия в классической драме и классическом детективе // Диалог согласия: сб. науч. ст. к 70-летию В.И. Тюпы. М., 2015. С. 380-391.

137. Cvetkovich A. Mized Feelings: Feminism, Mass Culture and Victorian Sensationalism. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1992.

138. Федунина О.В. Следствие ведет комиссар Рекс: образ служебной собаки в полицейском сериале // Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве. М., 2012.


Supplementary files

For citation: Kirilenko N. “The detective story” in the criticism, studies and parascience (an overview of principal trends). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2017;(2):19-34. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2017-2-19-34

Views: 532

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)