Семантическая трактовка мотива в трудах А.Н. Веселовского и О.М. Фрейденберг


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2017-4-61-66

Полный текст:




Аннотация

В нашем сообщении проводится сопоставительный анализ концепций мотива в трудах А.Н. Веселовского и О.М. Фрейденберг. Показывается, что для классиков отечественного литературоведения конститутивным началом мотива является семантическая целостность, которая и ставит предел элементарности мотива. При этом семантика мотива носит образный характер. Это значит, что мотив целостен постольку, поскольку репрезентирует целостный образ. Самый образ, лежащий в основе мотива, по своему существу эстетичен и соотносит мотив с парадигмой значений эстетического языка эпохи. Именно эта связь объясняет феномен зарождения мотивов из «самой жизни», но увиденной и пережитой в эстетическом ракурсе.

Об авторе

Игорь Витальевич Силантьев
Институт филологии Сибирского отделения РАН
Россия


Список литературы

1. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. C. 494, 500.

2. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / Подготовка текста и общая ред. Н.В. Брагинской. М., 1997. С. 224.

3. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры.

4. Фрейденберг О.М. Система литературного сюжета // Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино. М., 1988. С. 222.

5. Шатин Ю.В. Муж, жена и любовник: семантическое древо сюжета // Материалы к словарю сюжетов и мотивов: Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск, 1998. С. 56-63.

6. Блохина Н.А. Мифема Дон Жуана в романе Г. Гессе «Нарцисс и златоуст» // Мифема «Дон Жуан» в музыкальном искусстве и литературе. Новосибирск, 2002. С. 252-269.

7. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. С. 297-320.

8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7-180.

9. Ингарден Р. Очерки по философии литературы. Благовещенск, 1999. С. 114-154.

10. Тюпа В.И. В поисках исторической эстетики (Уроки М.М. Бахтина) // Историческое развитие форм художественного целого в классической русской и зарубежной литературе. Кемерово, 1991. С. 20.

11. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994. С. 185.

12. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. С. 149.

13. Мукаржовский Я. Эстетическая функция, норма и ценность как социальные факты // Труды по знаковым системам. Тарту, 1975. Вып. 7. С. 243-295.

14. Брагинская Н.В. Анализ литературных мотивов у О.М. Фрейденберг // Ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1987. Вып. 746. С. 118.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Силантьев И.В. Семантическая трактовка мотива в трудах А.Н. Веселовского и О.М. Фрейденберг. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2017;(4):61-66. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2017-4-61-66

For citation: Silantev I. Semantic theory of motif in the works by A.N. Veselovsky and O.M. Freidenberg. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2017;(4):61-66. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2017-4-61-66

Просмотров: 1533

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)