Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

«Noster est magis Caesar, a nostro deo constitutus»: образ императора в христианской апологетической литературе II-III вв

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2017-10-1-31-39

Аннотация

В статье исследуются особенности образа императора в апологетических сочинениях II-III вв. Сам факт адресации апологий римским правителям, приписывание им христианских качеств и мыслей, переосмысление исторических решений римских властей в более позитивном для христиан ключе - все это формировало образ «христианского императора». Этот идеальный образ пока не мог соответствовать напряженным взаимоотношениям церкви и государства в рассматриваемый период. Однако в апологетической литературе конструируется модель желаемого будущего, в которой можно даже встретить вопрос о возможности появления императора из числа христиан ( Tert . Apol. 21.24). Представление об императорской власти как о необходимом и важном элементе установленного свыше христианского миропорядка способствовало интеграции христиан в жизнь Римской империи и было частью стратегии выстраивания групповой идентичности.

Об авторе

Павел Николаевич Лебедев
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Jacobsen A.-C. Apologetics and Apologies - Some Definitions // Continuity and Discontinuity in Early Christian Apologetics / J. Ulrich, A.-C. Jacobsen, M. Kahlos (eds.). Frankfurt am Main: Peter Lang, 2009. P. 5-21.

2. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. В 4 т. Т. 2. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1910. С. 165-166.

3. Керн К.Э. (архим. Киприан). Патрология. Т. 1. М.; Париж: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та, 1996. С. 143-145.

4. Вдовиченко А.В. Христианская апология: Краткий обзор традиции // Раннехристианские апологеты II-IV вв.: Переводы и исследования. М.: Ладомир, 2000. С. 5, 22, 27, 29.

5. Муравьев А.В. «Этот муж проповедовал христианство, сохраняя мантию философа..» // Раннехристианские апологеты II-IV вв.: Переводы и исследования. М.: Ладомир, 2000. С. 41-42.

6. Братухин А.Ю. Рождение стиля христианской литературы (Климент Александрийский и Тертуллиан): автореф. дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2016. С. 16.

7. Fiedrowicz M. Apologie im frühen Christentum. Die Kontroverse um den christlichen Wahrheitsanpruch in den ersten Jahrhunderten. Paderborn: Schöningh, 2001. S. 15.

8. Justin, Philosopher and Martyr: Apologies / D. Minns, P. Parvis (eds.). Oxford: Oxford University Press, 2009. P. 45-46.

9. Ulrich J. Apologists and apologetics in the second century // In Defence of Christianity: Early Christian Apologists / J. Engberg, A.-C. Jacobsen, J. Ulrich (eds.). Frankfurt am Main: Peter Lang, 2014. P. 30.

10. MacMullen R. Christianizing the Roman Empire (A.D. 100-400). New Haven; London: Yale University Press, 1984. P. 20-21.

11. Buck P.L. Athenagoras’s Embassy. A Literary Fiction // Harvard Theological Review. 1996. Vol. 89. P. 209-226.

12. Buck P.L. Second-century Greek Christian apologies addressed to emperors: Their form and function. PhD thesis, University of Ottawa. Ottawa, 1998. P. 240.

13. Benko S. Pagan Rome and the Early Christians. Bloomington: Indiana University Press, 1984. P. 42.

14. Edwards M. et al. Introduction: Apologetics in the Roman World // Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews, and Christians / M. Edwards, M. Goodman, S. Price (ed.). Oxford: Clarendon Press, 1999. P. 8-9.

15. Kannaday W.C. Apologetic Discourse and the Scribal Tradition. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2004. P. 35.

16. Pattison S.E. A Study of the Apologetic Function of the Summaries of Acts. PhD thesis, Emory University Atlanta, GA, 1990. P. 392.

17. Gamble H.Y. Books and Readers in the Early Church. A History of Early Christian Texts. New Haven: Yale University Press, 1995. P. 112-113.

18. Rhee H. Early Christian Literature: Christ and Culture in the Second and Third Centuries. New York: Routledge, 2005. P. 28.

19. Rankin D. From Clement to Origen: The Social and Historical Context of the Church Fathers. Aldershot; Burlington, VT: Ashgate, 2006. P. 44.

20. Wilhite D.E. Tertullian the African: An Anthropological Reading of Tertullian’s Context and Identities. Berlin: Walter de Gruyter, 2007. P. 62-63.

21. Cortés-Copete J.M. Governing by Dispatching Letters. The Hadrianic Chancellery // Political Communication in the Roman World / C. Rosillo-Lopez (ed.). Leiden; Boston: Brill, 2017. P. 112-113, 115, 133-134.

22. Nasrallah L.S. Christian Responses to Roman Art and Architecture. The Second century Church amid the Spaces of Empire. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2010. P. 28.

23. Пантелеев А.Д. Самоопределение христианства как философского течения // Жебелевские чтения-II: Тезисы докладов научной конференции 26-27 октября 1999 г. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. С. 73-76.

24. Сидоров А.И. Христианство как философия или любомудрие по Христу по свидетельству греческих отцов Церкви и церковных писателей II-VIII вв. // Анастасий Синаит. Избранные творения. М.: Паломник, 2003. С. 459-476.

25. Karamanolis G. The Philosophy of Early Christianity. Durham: Acumen, 2013. P. 2-3, 237-240.

26. Malherbe A.J. Light from the Gentiles: Hellenistic Philosophy and Early Christianity. Collected essays, 1959-2012. In 2 vols. / C.R. Holladay et al (eds.). Leiden; Boston: Brill, 2014. P. 781.

27. Свенцицкая И.С. Первые христиане и Римская империя. М.: Вече, 2003.

28. Пантелеев А.Д. Христианство в Римской империи во II-III вв.: К проблеме взаимоотношений новых религиозных течений и традиционного общества и государства: автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.

29. MacMullen R. Christianizing the Roman Empire (A.D. 100-400). New Haven; London: Yale Univ. Press, 1984.

30. Brent A. A Political History of Early Christianity. London: T&T Clark, 2009.

31. Cook J.G. Roman Attitudes Toward the Christians. From Claudius to Hadrian. Tübingen: Mohr Siebeck, 2010.

32. Croix G.E.M., de Sainte. Why were the Early Christians Persecuted? // Past and Present. 1963. Vol. 26. 6-38.


Рецензия

Для цитирования:


Лебедев П.Н. «Noster est magis Caesar, a nostro deo constitutus»: образ императора в христианской апологетической литературе II-III вв. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2017;(10-1):31-39. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2017-10-1-31-39

For citation:


Lebedev P. “Noster est magis Caesar, a nostro deo constitutus”. An image of the emperor in Christian apologetics of the 2th - 3th centuries. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2017;(10-1):31-39. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2017-10-1-31-39

Просмотров: 353


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)