В поисках утраченного образца: к вопросу о происхождении персонификаций Дней творения в западноевропейских циклах Сотворения мира XII в

Полный текст:


Аннотация

В миниатюре т. н. Верденского гомилиария (Верден, Городская библиотека, Ms1, f. Jr, первая или вторая четверть XII в.) Дни творения представлены в виде персонификаций - персонажей с атрибутами. Если большинство персонификаций имеет сходство с изображениями Месяцев в позднеантичных и раннесредневековых календарных циклах, то изображение Третьего дня отличается от других позой, жестами, наличием рядом (а не в руках) зеленых ветвей. Зная особенности работы миниатюриста XII в., можно утверждать, что иконография Третьего дня связана с другим, мифологическим образцом - композицией «Аполлон и Дафна». Таким образом, миниатюрист мог руководствоваться несколькими образцами разного происхождения или книгой образцов с разрозненными календарными и мифологическими мотивами.

Об авторе

Анна Владимировна Пожидаева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Settis S. La “Tempesta” interpretata. Torino: Einaudi, 2013. P. 73 (пер. А.Б. Езерницкой).

2. Гомбрих Э.Х. О задачах и границах иконологии // Советское искусствознание. 1989. Т. 25. С. 285-286.

3. Heimann A. The Six Days of Creation in a XII-century manuscript // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1938. Vol. 1. P. 269-275.

4. Верден, Городская библиотека. Ms1, f.Jr, 1110-1114.

5. Heimann A. Correction: The Six Days of Creation in a Twelfth Century Manuscript // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1962. Vol. 25. P. 158.

6. Salzman M.R. Оn roman time. The codex calendar of 354 and the rhythms of urban life in Late Antiquity. Berkeley: University of California Press, 1990. P. 96-116.

7. Пожидаева А.В. Цикл Творения в западноевропейском искусстве XI - начала XIII вв.: опыт иконографической генеалогии: Дисс. … канд. искусствоведения. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.

8. Webster J.C. The Labours of the Months in Antique and Medieval Art to the End of the Twelfth Century. Princeton: Princeton University Press, 1938.

9. Levi D. The Allegories of the Months in Classical Art // The Art Bulletin. 1941. Vol. 23 (4). P. 251-291.

10. Strohmaier-Wiederanders G. Imagines anni - Monatsbilder: Von der Antike bis zur Romantik. Halle: Gursky, 1999.

11. Spatharakis I. Some Observations on the Ptolemy Ms. Vat. Gr. 1291: Its Date and the Two Initial Miniatures // Byzantinische Zeitschrift. 1978. Vol. 71 (1). P. 41-49.

12. Beer E.J. Die Rose der Kathedrale von Lausanne. Bern: Bentelli, 1952. S. 33-47.

13. Baltrušaitis J. Le Style Cosmographique au Moyen Age // Deuxieme Congres International d’Esthétique et de Science de l’Art. P., 1937. P. 92-93.

14. Dodwell C.R. The Pictorial Arts of the West 800-1200. New Haven; L., 1993. P. 17.

15. Palol P. de. Une Broderie Catalane d’Epoque Romane // Cаhiers archéologiques. 1956. Vol. 8. P. 175-214.

16. Штутгарт, Вюртембергская библиотека, Cod. hist.2, f.17v.

17. Brabecke, coll.Furstenberg, Missale of Hildesheim, f.10v.

18. Denny D. The Historiated initials of the Lobbes Bible// Revue Belge d’Archaeologie et d’Histoire de l’Art. 1976. Vol. 45. P. 3-26.

19. Leclerc-Marx J., Thys N. Les initiales historiées. Quelques hypothèses et apports nouveaux // Autour de la «Bible de Lobbes» (1084). Les institutions. Les hommes. Les productions. Actes du colloque de Tournai, (30 mars 2007). Bruxelles: Facultés universitaires Saint-Louis, 2008. P. 169-209.

20. Вена, Австрийская национальная библиотека, Сod.Vindobonnesis Ms.3416, f.36v.

21. Castineiras Gonzales М.А. Mesi // Enciclopedia dell’arte medievale. Milano: Treccani, 1997. P. 327.

22. Brancone V. Complementi iconografici per il calendario dipinto dell’oratorio di San Pellegrino a Bominaco // Arte medievale. 2004. Ser. NS. Vol. 3. P. 75-108.

23. Scheller R.W. Exemplum. Model-Book Drawings and the Practice of Artistic Transmission in the Middle Ages (ca. 900 - ca. 1470). Amsterdam, 1995.

24. Leiden, Univ. Libr. Cod. Voss.lat.oct.1.

25. Paris, Louvres, Fouilles A. Gayet, IV-V вв., E29302.

26. Galerie Nefer. Catalogue № 4. Zürich, 1986.

27. Weitzmann K. Greek Mythology in Byzantine Art. Princeton, 1984. P. 26-27.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Пожидаева А.В. В поисках утраченного образца: к вопросу о происхождении персонификаций Дней творения в западноевропейских циклах Сотворения мира XII в. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2017;(10-2):258-268.

For citation: Pozhidaeva A. Searching for the Lost Sample: Revisiting the origin of the Personifications of the Creation Days in West-European Cycles of XII Century. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2017;(10-2):258-268. (In Russ.)

Просмотров: 38

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)