Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Дух в чужом теле: оборотничество в древнерусской иконографии, книжности и фольклоре

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2017-9-49-64

Аннотация

Статья посвящена теме оборотничества / мены личин в русской иконографии, книжности и фольклоре. Рассматриваются семиотические приемы, которые позволяли демонстрировать преображение духа в разных языках культуры, а также способы перекодировки устных или книжных нарративов в визуальный ряд. Как показывает исследование, на семиотическом уровне стратегии и приемы, с помощью которых смена облика демонстрируется на иконах, фресках и миниатюрах, в гораздо большей степени объединяют иконографию с фольклором, чем с непосредственным источником большинства ее сюжетов - христианской книжностью.

Об авторе

Дмитрий Игоревич Антонов
Российский государственный гуманитарный университет; Российская академия народного хозяйства и государственной службы
Россия


Список литературы

1. Древлехранилище ИРЛИ. Перетца № 282. Оп. 23. № 205. Л. 31 об.

2. ОР РНБ. Собр. Вяземского. F. 25. Л. 26.

3. ОР РНБ. Собр. Вяземского. F. I. 146. Л. 35.

4. ОР РГБ. Ф. 37. № 7. Л. 129.

5. ОР РГБ. Ф. 178. № 4301. Л. 18, 23.

6. ОР РНБ. Вяз. Q. 184. Л. 31, 31 об., 34 об.

7. ОР РГБ. Ф. 178. № 4113. Л. 91, 92.

8. Антонов Д.И., Майзульс М.Р. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М.: Индрик, 2011. С. 75-79.

9. Антонов Д.И., Майзульс М.Р. «Мечтания» и «illusions»: Дьявольские наваждения между книжностью и иконографией. Ч. 1, 2 // Россия XXI. № 4. М., 2012; № 5. М., 2012.

10. Антонов Д.И. Оборотничество в русской иконографии, книжности и фольклоре: стратегии репрезентации // Оборотни и оборотничество: стратегии описания и интерпретации: Материалы международной конференции / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М.: Изд. дом «Дело», 2015. С. 14-25.

11. Махов А.Е. Сад демонов - Hortus Daemonum: Словарь инфернальной мифоло гии Средневековья и Возрождения. М., 2007. С. 196-198.

12. Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. СПб., 1904. С. 15.

13. Скрипиль М.О. Повесть о Савве Грудцыне: тексты // ТОДРЛ. Т. 5. М.; Л., 1947. С. 243.

14. Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Подгот. к печати Л.А. Ольшевской, С.Н. Травникова. М., 1999. С. 61-62.

15. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В.П. Зиновьев. Новосибирск, 1987. С. 99-100.

16. Антонов Д.И., Майзульс М.Р. Анатомия ада: путеводитель по древнерусской визуальной демонологии. М., 2014. С. 62-67.

17. Молдован А.М. Житие Андрея Юродивого в славянской письменности. М., 2000. С. 268.

18. Народная демонология Полесья: Публикации текстов в записях 80-90-х гг. XX века: В 2 т. Т. 1: Люди со сверхъестественными свойствами / Сост. Л.Н. Виноградова, Е.Е. Левкиевская. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 208, 209.

19. Махов А.Е. Средневековый образ между теологией и риторикой: Опыт толкования визуальной демонологии. М., 2011. С. 45-48.

20. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980.

21. Майзульс М.Р. Саморазоблачающаяся иллюзия: внешняя и внутренняя перспектива в иконографии дьявольских наваждений // Оборотни и оборотничество: стратегии описания и интерпретации: Материалы международной конференции / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М.: Изд. дом «Дело», 2015. С. 65-74.


Рецензия

Для цитирования:


Антонов Д.И. Дух в чужом теле: оборотничество в древнерусской иконографии, книжности и фольклоре. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2017;(9):49-64. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2017-9-49-64

For citation:


Antonov D. The Ghost in an Illusive Disguise. Werewolves in Old Russian Iconography, Literature and Folklore. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2017;(9):49-64. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2017-9-49-64

Просмотров: 356


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)