Символика осла в клинописных текстах («Въезд в Иерусалим на осле» глазами ассириолога)


https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-3-16-29

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматриваются клинописные источники гипотезы Фрейденберг об Иисусе как молодом осле, оплодотворителе Иерусалима и спасителе его жителей. Установлено, что молодой осел в шумеро-аккадской литературе связывается с богом плодородия Думузи (семит. Таммуз); осел рассматривался как образ мужской силы и мог использоваться в качестве священной жертвы для установления мирного договора; молодыми ослами называли обожествленных царей Шумера. Поскольку авторы Евангелий говорили на семитских языках, то следует признать значительным тот факт, что в аккадских текстах, происходящих из городов Сирии и Палестины, просматривается омонимия или сходство слов, обозначавших юношу, жениха, месяц священного брака и молодого осла; словари семитских языков также отражают семантический переход «ехать верхом > совокупляться».

Об авторе

Владимир Владимирович Емельянов
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1998. С. 625-655.

2. Militarev A., Kogan L. Semitic Etymological Dictionary. Munster: Ugarit-Verlag, 2005. Vol. II: Animal Names. P. 70.

3. Евангелие от Матфея 21: 1-11 // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета канонические. В русском переводе с иллюстрациями и приложением. М.: Российское Библейское Общество, 2003. С. 710.

4. Just. Apol. I.54; ср. Just. Dial. 69; Eus. HE. VIII. 2:4 // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/apologia/ (дата обращения 21.03.2018)).

5. Толдот Йешурун. URL: http://toldot.ru/tora/articles/articles_9981.html (дата обращения 21.03.2018).

6. Емельянов В.В. В.В. Струве как историк месопотамской религии. Ч. 1 // История религиоведения. 2016. № 3. С. 141-149.

7. Электронная библиотека ModernLib.Ru. URL: http://modernlib.ru/books/boris_pasternak/perepiska_borisa_pasternaka/read_7/ (дата обращения 21.03.2018).

8. Magen U. Der Wettergott als Eselreiter? Gedanke zur Volksfrömigkeit am mittleren Euphrat (Gebiet des Assad Stausees) am Ende des 3. und zu Beginn des 2 Jts. v. Chr. // Beiträge zur Vorderasiatischen Archäologie, Winfried orthmann gewidmet / J.-W. Meyer, M. Novák, A. Pruß (eds.). Frankfurt a/M., 2001. S. 246-253.

9. The Electronic Text Corpus of Sumerian Literature. URL: http://etcsl.orinst.ox.ac.uk/ (дата обращения 21.03.2018).

10. Civil M. The 10th Tablet of Uruammairrabi // Aula Orientalis. 1983. Vol. 1. P. 48.

11. Емельянов В.В. Шумерская сказка о Гудаме: истории и мифы // Восток, Европа, Америка в древности. М., 2012. Вып. 2. С. 20-28.

12. Edzard D.O. Gudea and His Dynasty. Toronto: University of Toronto Press, 1997. P. 73.

13. Klein J. Three Šulgi Hymns. Ramat Gan, Bar-Ilan University, 1981. P. 188.

14. Kramer S.N. The Weeping Goddess: Sumerian Prototypes of the Mater Dolorosa // The Biblical Archaeologist. 1983. Vol. 46 (2). P. 78.

15. Pritchard J.B. Ancient Near Eastern Texts Relating to the old Testament. Prienceton: Princeton University Press, 1969. P. 482.

16. Cohen M. The Cultic Calendars of the Ancient Near East. Bethesda: CDL Press, 1993. P. 310-311.

17. Fleming D.E. Time at Emar. The Cultic Calendar and the Rituals from the Diviner’s Archive. Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 2000. P. 171.

18. Yuhong Wu. Etymology of Akkadian Month of Ayyaru and Sumerian ITI.GUD. SI.SA2 // Journal of Ancient Civilizations. 2007. Vol. 22. P. 69-73.

19. Stadhouders H. A Time to Rejoice: The Egalkura Rituals and the Mirth of Iyyar // Time and History in the Ancient Near East. Proceedings of the 56th Rencontre Assyriologique Internationale at Barcelona 26-30 July 2010. Winona Lake. Eisenbrauns, 2013. P. 312, fn. 23-24.

20. Weiher E. von. Spätbabylonische Texte aus Uruk. Meinz am Rhein: Mann, 1993. Bd. 4. № 129, col. IV.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Емельянов В.В. Символика осла в клинописных текстах («Въезд в Иерусалим на осле» глазами ассириолога). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2018;(3-1):16-29. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-3-16-29

For citation: Emelianov V. Symbolism of an ass in cuneiform texts (“The Entry into Jerusalem on an Ass” with the eyes of Assyriologist). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2018;(3-1):16-29. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-3-16-29

Просмотров: 25

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)