Сальвационная и хтоническая функция слова в древнескандинавской культуре


https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-3-30-42

Полный текст:




Аннотация

Цель статьи состоит в том, чтобы выделить семантические и стилистические приемы, с помощью которых речевой акт исполняет роль спасения или проклятия («сальвационная» и «хтоническая» функция О.М. Фрейденберг). На примере «Саги об Эгиле» показывается, что использование слова в его «хтонической функции» связано с представлениями о рунической магии и магической действенности особым образом организованной скальдической формы. Хотя руническая магия может быть использована и в «функции спасения», «Выкуп головы» Эгиля достигает эффективности благодаря употреблению других средств: перформативных формул, сверхформализованного размера рунхент, впервые примененного Эгилем в этой поэме, необычной для хвалебной песни семантики (направленности поэтического акта не на адресата, но на самого создателя поэмы).

Об авторе

Инна Геральдовна Матюшина
Российский государственный гуманитарный университет; Университет г. Эксетер (Великобритания)
Россия


Список литературы

1. Фрейденберг О.М. Введение в теорию античного фольклора (XI лекция) // Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. / Фрейденберг О.М. М., 1998. С. 77.

2. Den norsk-islandske skjaldedigtning / Udg. ved Finnur Jónsson. [1-2 bd.] A. Tekst efter handskrifterne. I-II. bd. [3-4 bd.] B. Rettet tekst. I-II bd. København og Kristiania. Gyldendal, Nordisk forlag, 1912.

3. Helgadóttir-Yershova Y.S. Egill-Skallagrímsson. Youth and Age in the Medieval Norse / Sh. Lewis-Simpson (ed.). Leiden; Boston: Brill, 2008. P. 294.

4. Стурлусон C. Круг Земной / изд. подгот. А.Я. Гуревич, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкая, М.И. Стеблин-Каменский. М.: Лит. памятники. 1980. С. 76.

5. Сага об Эгиле // Исландские саги. М., 1956.

6. Смирницкая О.А. Стих и язык древнегерманской поэзии. В 2 т. М., 1994. C. 135-173.

7. Olsen M. Norrøne studier. Oslo, 1938. S. 12-21.

8. Looze L. de. The Concept of the Self in Egil’s Saga // Egil, the Viking Poet: New Approaches to Egil’s Saga / Helgason J.K., Russell P., Torfi H.T. (eds.). Toronto: Toronto University Press, 2015. P. 70-71 (Toronto old Norse-Icelandic Series).

9. Clunies Ross M. Self-Description in Egil’s Poetry // gil, the Viking Poet: New Approaches to Egil’s Saga / Helgason J.K., Russell P., Torfi H.T. (eds.). Toronto: Toronto University Press, 2015. P. 79-80 (Toronto old Norse-Icelandic Series).

10. Гуревич Е.А., Матюшина И.Г. Поэзия скальдов. М., 2000. С. 405.

11. Vigfússon G. On the word runhenda or rímhenda and the Introduction of Rime into Iceland // Transactions of the Philolgical Society. 1865. P. 200-217.

12. Стеблин-Каменский М.И. Поэзия скальдов: дис. … докт. филол. наук. Л., 1947. С. 125.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Матюшина И.Г. Сальвационная и хтоническая функция слова в древнескандинавской культуре. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2018;(3-1):30-42. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-3-30-42

For citation: Matyushina I. Salvational and chthonic functions of a speech act in old Norse Culture. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2018;(3-1):30-42. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-3-30-42

Просмотров: 261

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)