Зрелище начал и концов: трагедия в теоретической оптике О.М. Фрейденберг


https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-3-98-137

Полный текст:




Аннотация

Основной предмет статьи - теоретические основания анализа аттической трагедии в книге О.М. Фрейденберг «Образ и понятие». В первом разделе продуктивность используемого Фрейденберг несинхронного метода подтверждается сопоставлением с современными ей и актуальными по сей день исследовательскими подходами. Главные выводы посвященных трагической сюжетике глав «Образа и понятия» подкрепляются дополнительными примерами во второй части статьи. В заключительном разделе аналитический инструментарий, разработанный Фрейденберг для описания трагического зрелища как одного из основных формантов европейской словесности, соотносится с категориями показа и рассказа, использованными Г. Лукачем при анализе натуралистического и соцреалистического романа, и применяется к произведениям Жюля Верна и Валентина Катаева, в которых укорененная в трагической эпоптике визуальность получает противоположные идеологические оценки.

Об авторе

Борис Павлович Маслов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Санкт-Петербург); Чикагский университет (США)
Россия


Список литературы

1. Perlina N. Ol’ga Freidenberg’s Works and Days. Bloomington: Slavica, 2002. P. 99-105.

2. Бройтман С.Н. История литературы. В 2 т. Т. 2: Историческая поэтика. М.: Академия, 2008.

3. Брагинская Н.В. «У меня не жизнь, а биография» // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 4 (25). C. 11-38, 24-25.

4. Электронный архив О.М. Фрейденберг. URL: http://freidenberg.ru/Personalija/Posmertnyepublikacii2000 (дата обращения 26.03.2018).

5. Брагинская Н.В. Мировая безвестность: Ольга Фрейденберг об античном романе. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009.

6. Лотман Ю.М. О.М. Фрейденберг как исследователь культуры // Труды по знаковым системам VI (= Ученые записки Тарт. гос. ун-та). 1973. Вып. 308. С. 482-486.

7. Ivanov V.V. Foreword // Olga Freidenberg. Image and Concept: Mythopoetic Roots of Literature / N. Braginskaia, K. Moss (eds.). Amsterdam: Harwood, 1997. P. ix-xiv.

8. Дружинин П.А. Ольга Фрейденберг как мемуарист: наблюдения историка // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 4 (25). С. 128-140.

9. Дружинин П.А. Идеология и филология. Ленинград, 1940-е годы: Документальное исследование. М.: НЛО, 2012.

10. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 3-е изд. Екатеринбург: У-Фактория, 2008.

11. Goldhill S. Modern critical approaches to tragedy // The Cambridge companion to Greek tragedy. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 324-347. quot. on p. 330.

12. Dimock W.Ch. Through other Continents: American Literature across Deep Time. Princeton: Princeton University Press, 2006.

13. Брагинская Н.В. О научном наследии О.М. Фрейденберг // Миф и театр. Лекции по курсу «Теория драмы» для студентов театральных вузов. М.: ГИТИС, 1988. С. 3-12, цит. на с. 10.

14. Nestle W. Vom Mythos zum Logos; die Selbstentfaltung des griechischen Denkens von Homer bis auf die Sophistik und Sokrates. Stuttgart: Kröner, 1940.

15. Snell B. Die Entdeckung des Geistes; Studien zur Entstehung des europäischen Denkens bei den Griechen. Hamburg: Claaszen & Goverts, 1946.

16. Зенкин С.Н. Сюжет и наррация: Нарратология Ольги Фрейденберг в историко-идейных координатах // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 4 (25). С. 67-77, особенно С. 69-70.

17. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Избранные статьи. В 3 т. Таллин: Александра, 1992. Т. 1. С. 34-46 (цит. на с. 36-37).

18. Tambiah S.J. Animals are Good to Think and Good to Prohibit // Ethnology. 1969. Vol. 8. № 4. P. 423-459.

19. Silverstein M. “Cultural” Concepts and the Language-Culture Nexus // Current Anthropology. 2004. Vol. 45. № 5. P. 621-652, esp. 634-638.

20. Knox B.M.W. Oedipus at Thebes: Sophocles’ Tragic Hero and His Time. New Haven: Yale University Press, 1998. P. 60-77.

21. Dodds E.R. On Misunderstanding the ‘oedipus Rex’ // Greece and Rome. 1966. Vol. 13. № 1. P. 37-49, esp. 46-47.

22. Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа о Эдипе // Античность и современность: к 80-летию Ф.А. Петровского. М.: Наука, 1972. С. 90-102.

23. Шкловский В. Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля // Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. Петроград: 18-я Гос. тип., 1919. С. 115-150 (цит. на с. 120).

24. Тынянов Ю. Литературный факт // Поэтика. История литературы. Кино / Тынянов Ю.Н. М., 1977. С. 259.

25. Клигер И. Археология движения или система систем: о несинхронных моделях истории в работах формальной школы // Русская интеллектуальная революция 1910-1920-х годов. М.: НЛО, 2016. С. 44-57.

26. Jordheim H. Introduction: Multiple Times and the Work of Synchronization // History and Theory. 2014. Vol. 53. P. 493-518.

27. Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» // Cобр. соч. В 7 т. / Бахтин М.М. М.: Русские словари, 2002. Т. 6. C. 451-457, особ. с. 455.

28. Маслов Б.П. К критике понятия суггестивности (наблюдения над «Определением поэзии» А.Н. Веселовского) // Наследие Александра Веселовского в мировом контексте: исследования и материалы. М.: Центр гуманитарных исследований, 2016. С. 100-111.

29. Maslov B. The Semantics of ἀοιδός and Related Compounds: Towards a Historical Poetics of Solo Performance in Archaic Greece // Classical Antiquity. 2009. Vol. 28. № 1. P. 1-38.

30. Kliger I. Resurgent Forms in Ivan Goncharov and Alexander Veselovsky: Toward a Historical Poetics of Tragic Realism // The Russian Review. 2012. Vol. 71. № 4. P. 655-672.

31. Kliger I. On ‘Genre Memory’ in Bakhtin // Persistent Forms: Explorations in Historical Poetics / I. Kliger, B. Maslov (eds.). New York: Fordham University Press, 2016. P. 227-251.

32. Театр изображений: о неклассических зрелищных формах в античности // Театральное пространство. Материалы научной конференции ГМИИ им. А.С. Пушкина. М.: Советский художник, 1979. С. 35-58.

33. Демонстрация изображения - архаический тип театрального представления: к постановке проблемы // Изобразительное искусство и театр: тема, образ, метод / под ред. А.В. Камчатовой. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. С. 3-10.

34. Innovation Disguised as Tradition: Commentary and the Genesis of Art Forms // Persistent Forms: Explorations in Historical Poetics / I. Kliger, B. Maslov (eds.). New York: Fordham University Press, 2016. P. 172-208, esp. p. 179-190.

35. Braginskaja N. Binômes, opposition, répétition, contraste: Les racines mythologiques des catégories esthétiques d’ Ol’ga Frejdenberg // Revue des études slaves. 2016. T. 87. P. 35-51, en part. p. 47-50.

36. Maslov B. The dialect basis of choral lyric and the history of poetic languages in Archaic Greece // Symbolae Osloenses. 2013. Vol. 87. P. 1-29.

37. Беньямин В. Рассказчик: Размышления о творчестве Николая Лескова // Беньямин В. Маски времени: эссе о культуре и литературе / пер. А. Белобратова. СПб.: Symposium, 2004. С. 383-418, цит. на с. 407-408.

38. Wagner U. De mobili ligno (Hor. sat. II, 7, 82). Qui fuerint apud veteres ludi scaenici puparum // Anschauung und Anschaulichkeit / P. Neukam. (hrsg.). München: Bayerischer Schulbuch-Verlag, 1995. P. 131-155.

39. Лукач Г. Рассказ или описание / пер. с немецкой рукописи Н. Волькенау // Литературный критик. 1936. № 8. С. 44-67.

40. Jameson F. The Antinomies of Realism. New York: Verso, 2013.

41. Gunning t. The Cinema of Attraction: Early Film, Its Spectator and the Avant-Garde // Wide Angle 1986. Vol. 8 (3-4). P. 64.

42. The Cinema of Attractions Reloaded / W. Strauven (ed.). Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006.

43. Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976. С. 68, 92-93, 127-129.

44. Gunning t. The Desire and Pursuit of the Hole: Cinema’s obscure object of Desire // Erotikon. Essays on Eros, Ancient and Modern / Shadi Bartsch, Thomas Bartscherer (eds.). Chicago: University of Chicago Press, 2005. P. 261-277, esp. 263.

45. Верн Ж. Собр. соч. В 12 т. М.: Госуд. изд. худ. лит., 1956. Т. 4. С. 112.

46. Verne J. Vingt mille lieues sous les mers. Paris: J. Hetzel, 1871. P. 392 (ill. de 111 dessins par de Neuville, [et Riou]; [gravés par Hildibrand]).

47. Hadot P. La voile d’ Isis: essai sur l’histoire de l’idee de nature. Paris: Gallimard, 2004.

48. Катаев В.П. Растратчики. Время, вперед! М.: Текст, 2004. С. 204.

49. Verne J. Vingt mille lieues sous les mers. Paris: Librairie Générale Française, 1990. P. 164.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Маслов Б.П. Зрелище начал и концов: трагедия в теоретической оптике О.М. Фрейденберг. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2018;(3-1):98-137. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-3-98-137

For citation: Maslov B. Gazing at the beginnings and the ends: tragedy in the theoretical optics of o.M. Freidenberg. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2018;(3-1):98-137. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-3-98-137

Просмотров: 313

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)