Четыре ветра Апокалипсиса: изображение и текст: Значение миниатюры к главе 19 (7: 1-9) Откровения Иоанна Богослова


https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-7-82-103

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматривается семантика иконографии миниатюры, иллюстрирующей главу «О 144 тысячах людей, не потерпевших вреда от язвы четырех ангелов» (Откр. 7, 1-8) в лицевых Апокалипсисах. Значение это складывается многими слоями предшествующей античной и византийской традиции. Выявляются истоки элементов композиции, происходящие из образного ряда Космографии Козмы Индикоплова. Определяется время формирования двух разных типов иконографии сюжета. Образная символика миниатюры прочитывается в связи с общей повествовательной линией текста, выявляя в нем часто уходящие на второй план основные позитивные эсхатологические положения.

Об авторе

Вера Г. Подковырова
Библиотека Российской Академии наук
Россия

кандидат филологических наук;

г. Санкт-Петербург, 199034, Биржевая линия, д. 1



Список литературы

1. Подковырова В.Г. Четыре ветра Апокалипсиса: Откуда они прилетели и куда дуют? // Изображение и культ: сакральные образы в христианских традициях: Материалы научной конференции / отв. ред., сост. Д.И. Антонов. М.: Дело, 2017. 158 с.

2. Подковырова В.Г. Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII - начала XX в.: Описание рукописного отдела БАН. Т. 10. Вып. 2. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2017. 672 с.

3. Качалова И.Я. «Апокалипсис» в стенописях Благовещенского собора // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. С. 30-53.

4. Алпатов М.В. Памятник древнерусской живописи конца XV века: Икона «Апокалипсис» Успенского собора Московского Кремля. М.: Искусство, 1964. 252 с.

5. Качалова И.Я. Икона «Апокалипсис» в Успенском соборе Московского Кремля // Московский Кремль XV столетия. Т. 1: Древние святыни и исторические памятники. М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2011. С. 240-253.

6. Откровение св. Иоанна Богослова в мировой книжной традиции: Каталог выставки. М.: Индрик,1995. C. 57-59.

7. Meer F., van der. Apocalypse. Visions from book of Revelation in western art. Antwerp: Mercatorfonds, 1978. 367 p.

8. Буслаев Ф.И. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI-го века по XIX-ый: В 2 т. Т. 1. М.: Синод. тип., 1884. 835 с.

9. The Elizabeth Day McCormick Apocalypse. In 2 vols. / H.R. Willoughby, E.C. Col-well (eds.). Vol. 1: A Greek corpus of revelation iconography. Chicago: Univ. of Chicago Press; London: Cambridge Univ. Press, 1940. 207 p.

10. Чинякова Г.П. К вопросу о сложении иконографии русского лицевого Апокалипсиса в XVI в. // Герменевтика древнерусской литературы. Вып. 16-17. М.: Языки славянской культуры, 2014. С. 1032-1064.

11. Вишня И.Б., Подковырова В.Г. К вопросу о датировке Чудовского Апокалипсиса из Егоровского сборника (РГБ, ф. 98, Егор. 1844) // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2017. Вып. 3 (69). С. 103-104.

12. Космологические произведения в книжности Древней Руси. Ч. 2: Тексты плоскостно-комарной и других космологических традиций. СПб.: Mipъ, 2009. С. 63-64. (Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты; Вып. 4 [2]).

13. Редин Е.К. Христианская топография Козьмы Индикоплова по греческим и русским спискам. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Сабко, 1916. 366 с.

14. Изобразительное искусство Испании VII - первой половины XIII в.: Средневековые иллюстрированные рукописи // Православная энциклопедия. Т. 27. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2011. С. 537-543.

15. Попов Г.В. Книжная культура XVI в. и художественное оформление Жития Зосимы и Савватия из собрания И.А. Вахрамеева в ГИМ // Рукописная книга Москвы: Миниатюра и орнамент второй половины XV-XVI столетия. М.: Индрик, 2009. С. 239-268.

16. Антонова Л.И. Преемственная связь и отличия двух иллюстративных циклов книги Козьмы Индикоплова XVI века из собраний РГАДА и РГБ // Художественная культура Москвы и Подмосковья XIV - начала XX в. М.: Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, 2002. С. 211-235.

17. Святителя Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в 24 словах и 72 главах / пер. с греч. В. Юрьева. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. 352 с.

18. Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII вв. М.: Музей архитектуры, 2012. 93 с.

19. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений с приложением толкований преп. Максима Исповедника. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006. 463 с.

20. [Описание изображений к] Откровение Иоанна Богослова. Ерминия, или Наставления в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом // Труды Киевской Духовной академии. 1868. № 6. Июнь. С. 537-551.

21. Подковырова В.Г. Лицевой Апокалипсис XVII в. из фондов БАН (16.18.4): К вопросу о редакции цикла миниатюр // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей БАН. СПб.: Библиотека российской академии наук, 2013. С. 93-130.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Подковырова В.Г. Четыре ветра Апокалипсиса: изображение и текст: Значение миниатюры к главе 19 (7: 1-9) Откровения Иоанна Богослова. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2018;(7):82-103. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-7-82-103

For citation: Podkovyrova V.G. The Four Wings of the Apocalypse: The Depiction and the Text: The meaning of the miniature illustrating Revelation of John the Theologian. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2018;(7):82-103. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-7-82-103

Просмотров: 270

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)