Поэтологическая топика во фрагментах Новалиса

Полный текст:


Аннотация

В настоящей статье предпринимается попытка соотнести фрагменты Новалиса с доромантической поэтологической традицией, которая отнюдь не отвергалась Новалисом, но скорее использовалась как материал для собственных теоретических построений. На нескольких примерах демонстрируется, что топика европейской поэтики сохраняет свою значимость для Новалиса, хотя и трансформируется различными способами. Так, Новалис обращается к топосу «поэзия – отражение космической музыки», когда постулирует одноприродность поэтических метров и ритмов мироздания. Он создает свою вариацию топоса «поэзия – сумма всех наук», имеющего античные корни и часто встречающегося в ренессансных защитах поэзии. Реализацию этого топоса Новалис относит к будущему, когда поэзия станет универсальной формой для всех наук.

В размышлениях о поэте Новалис осциллирует между противоположными поэтологическими полюсами, склоняясь порой к горацианскому топосу поэта-мудреца и приписывая поэту дар всезнания, а порой – к платоновскому топосу поэта, одержимого музами (в случае Новалиса поэт оказывается во власти «великого ритма» бытия, бессознательно подчиняясь неким космическим законам). Наконец, восходящее к Платону представление о мимесисе как «драматическом» перевоплощении в другую личность претворяется во фрагментах, где гению приписывается способность вбирать в себя другие личности, быть одновременно несколькими людьми.


Об авторе

А. Махов
Российский государственный гуманитарный университет; Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
Россия

Александр Е. Махов, доктор филологических наук, профессор

ГСП-3, 125993,

г. Москва, Миусская пл., д. 6; 

121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25а



Список литературы

1. Behler E. German romantic literary theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. 344 p.

2. Villinger R. Gedankenstriche. Theorie und Poesie bei Novalis // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 2012. Jg. 86, Heft 4. S. 547–577.

3. Novalis. Schriften. 5 Bde. Bd. 2: Das philosophische Werk. I. Stuttgart: Kohlhammer, 1965. XVI, 784 S.

4. Novalis. Schriften 5 Bde. Bd. 3: Das philosophische Werk II. Stuttgart: Kohlhammer, 1968. VII, 1076 S.

5. Boccaccio G. Genealogie deorum gentilium libri. 2 vol. Bari: Laterza, 1951. Vol. 2. 482 p.

6. Sidney Ph. The Defence of Poesy // Sidney Ph. Selected Prose and Poetry. Madison: University of Wisconsin Press, 1983. P. 99–160.

7. Salutati C. De laboribus Herculis / Ed. by B. Ullman. 2 vol. Zürich: Artemis, 1951. Vol. 1. XIV, 352 p.

8. Puttenham G. The Arte of English Poesie / Ed. by E. Arber. London: Bloomsbury, 1869. 320 p.

9. Schlegel A.W. Briefe über Poesie, Silbenmaß und Sprache // Lyriktheorie. Texte vom Barock bis zur Gegenwart / Hrsg. von L. Völker. Stuttgart: Reclam, 1990. S. 131–143.

10. Curtius E.R. Europäische Literatur und lateinische Mittelalter. 8 Aufl. Bern; München: Francke, 1973. 608 S.

11. Klaj J. Lobrede der Teutschen Poeterey // Klaj J. Redeoratorien und “Lobrede der Teutschen Poeterey”. Tübingen: Niemeyer, 1965. S. 384–411.

12. Гораций. Наука поэзии / Пер. М.Л. Гаспарова // Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. М.: Художественная литература, 1970. С. 383–395.

13. Платон. Государство / Пер. А.Н. Егунова // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 79–420.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Махов А. Поэтологическая топика во фрагментах Новалиса. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(2):19-29.

For citation: Makhov A.E. Poetological topics in Novalis’ fragments. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(2):19-29. (In Russ.)

Просмотров: 0

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)