Драматургический паратекст: к постановке проблемы
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-2-30-40
Аннотация
Предметом рассмотрения в статье является проблема паратекста, сформулированная Ж.-М. Томассо и Ж. Женеттом. Монографию «Пороги» Ж. Женетт строит как перечисление и подробный разбор каждого из возможных паратекстуальных элементов, сопровождающих текст. Женетт описывает каждый из элементов паратекста через определение его функциональных, локальных и темпоральных черт, а также формулирует исходный постулат единства паратекста с собственно текстом произведения.
Драма, в отличие от нарратива, имеет дело с речью самих персонажей, а автор заявляет о себе лишь в паратексте (в заглавии, ремарках, списке действующих лиц, номинации персонажей перед репликой, в рубрикационном членении). Паратекст образует семантическое ядро драмы, зачастую именно в нем формируются базовые установки восприятия.
Основными вопросами, затронутыми в статье, являются проблема соотношения двух уровней драматургического текста, проблема разграничения состава паратекста, терминологические дискуссии вокруг понятия «паратекст». Для обозначения паратекста драматургического произведения в отечественном литературоведении существует ряд понятий: дидаскалии, сценические указания, рамочный текст, субъектная сфера в драматургии, формы авторского присутствия. Использование термина «паратекст» вместо соотносимых с ним понятий означает не только описание формальной структуры произведения путем деления его на текст реплик и его окружение, но их соотношение и конечную цель воздействия на реципиента.
Об авторе
Е. В. ТитоваРоссия
Екатерина В. Титова, аспирант
ГСП-3, 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Thomasseau J.-M. Pour uneanalyse du para-texte théâtral: quelques éléments du para-texte hugolien // Littérature [Paris]. 1984. № 53. p. 79-103.
2. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1991. 504 с.
3. Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы / Ред. С.С. Аверинцев. М.: Наука, 1981. С. 3–14.
4. Тюпа В.И. Парадигмы художественности // Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1. М.: Академия, 2008. С. 92–104.
5. Ищук-Фадеева Н.И. Ремарка как знак театральной системы: К постановке проблемы // Драма и театр: Сб. науч. тр. Вып. 2. Тверь: Тверской государственный университет, 2001. С. 5–16.
6. Женетт Ж. Посвящения / Пер., вступ. ст., примеч. Л. Семеновой // Антропология культуры / Отв. ред. В.В. Иванов. Вып. 2. М.: Вердана, 2004. С. 187–218.
7. Genette G. Paratexts: Thresholds of Interpretation. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1997. 427 р.
8. Миловидов В.А. Введение в семиологию. М.: Директ-Медиа, 2015. 195 с.
9. Львова Ю.А. Функции дидаскалий в освоении содержательности драматургического текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2006. 15 с.
10. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
11. Кабыкина Ю.В. Рамочный текст в драматическом произведении (А.Н. Островский и А.П. Чехов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2009. 26 с.
12. Соколова E.В. Паратекст // Западное литературоведение XX в.: Энциклопедия. M.: Intrada, 2004. С. 306.
13. Толчеева К.В. Семантико-структурные и функциональные особенности паратекста в модернистской и постмодернистской драматургии: на материале французского языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2007. 24 с.
14. Ивлева Т.Г. Автор в драматургии А.П. Чехова. Тверь: Тверской государственный университет, 2001. 131 с.
15. Тютелова Л.Г. Поэтика субъектной сферы русской драмы XIX века: от драматургии романтиков к драматургии А.П. Чехова: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Самара, 2012. 43 с.
16. Носов С.О. Паратекст как средство конструирования художественного пространства в драме: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2010. 18 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Титова Е.В. Драматургический паратекст: к постановке проблемы. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(2):30-40. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-2-30-40
For citation: Titova E.V. The dramaturgic paratext. Towards the definition of an issue. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(2):30-40. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-2-30-40
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.