Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Западноевропейская философия как источник теории народа-богоносца Шатова

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-2-41-54

Аннотация

В статье рассматривается работа Жан-Жака Руссо «Об общественном договоре» как источник теории народа-богоносца Шатова в романе «Бесы». Трактат Руссо анализируется в сопоставлении с «Левиафаном» Т. Гоббса как проявление типичной для Просвещения политической идеологии – антихристианской по своей сути, хотя и сохраняющей внешне уважение и даже приверженность к христианской вере. Рассматривается фактическое наделение народа божественными правами у Гоббса как модификация «божественного права королей» и описание бога как коллективной народной идентичности у Руссо. Показывается, что теория Шатова является доведением до логического завершения идей Руссо, высказанных в «Общественном договоре».

Об авторе

Т. В. Ковалевская
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Татьяна В. Ковалевская, доктор философских наук, кандидат филологических наук, PhD (Yale University), доцент

ГСП-3, 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972–1991.

2. Достоевский Ф.М. Бесы. СПб.: Типография К. Замысловского, 1873. Ч. 2. 358 с.

3. Степанян К.А. Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского. СПб.: Крига, 2009. 400 с.

4. Криницын А.Б. Творчество Достоевского в контексте европейской литературы [Электронный ресурс] // Образовательный портал «Слово». URL: https://www.portal-slovo.ru/philology/42345.php (дата обращения 17 октября 2018 г.).

5. Лукьянец И.В. Миф о Ж. -Ж. Руссо и «Неточка Незванова» Ф.М. Достоевского // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2003. № 1. С. 87–91.

6. Comte A.The Catechism of Positive Religion. London: Kegan Paul, Trench, Trübner,& Co. Ltd., 1891. 307 p.

7. Прудон П.-Ж. Война и мир: В 2 т. 1864.

8. Shimizu Takayoshi. Two Kingdoms of Darkness: Hobbes and Dostoevsky // Dostoevsky Studies. 2006. Iss. 10. P. 115–122.

9. Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. 478 c.

10. Copleston F. A History of Philosophy. Vol. 5: Modern Philosophy. The British Philosophers from Hobbes to Hume. New York: Doubleday, 1994. 440 p.

11. Kantorowicz E. The King’s Two Bodies. Princeton: Princeton University Press, 1997. 632 p.

12. Руссо Ж.-Ж. Политические сочинения. СПб.: Восток, 2013. 640 c.

13. Rousseau J.-J. Du contrat social, ou Principes du droit politique [Электронный ресурс] // Rousseau Online/ URL: https://www.rousseauonline.ch/pdf/rousseauonline-0004.pdf (дата обращения 17 октября 2018 г.)

14. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Из глубины: Сборник статей о русской революции. М.: Изд-во Московского университета – СП «Ост-Вест Корпорейшен», 1990. C. 55–89.


Рецензия

Для цитирования:


Ковалевская Т.В. Западноевропейская философия как источник теории народа-богоносца Шатова. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(2):41-54. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-2-41-54

For citation:


Kovalevskaya T.V. Western European Philosophy as the Source of Shatov’s Theory of Russians as the God-Bearing People. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(2):41-54. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-2-41-54

Просмотров: 230


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)