Средневековый гнев: две разновидности - две жестово-мимические системы
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-3-39-61
Аннотация
В статье анализируется связь между средневековыми теориями гнева и репрезентациями этой эмоции в жестово-мимических системах. Средневековая теория эмоций различает два вида гнева: греховный и праведный. Первый трактуется как неконтролируемая эмоция, которую нельзя скрыть: она обязательно находит выражение во внешних признаках, каталоги которых создавались, вслед за Сенекой, средневековыми авторами. Гуго Сен-Викторский, выделивший шесть модусов жестов, связанных с пороками, определил модус гневливости как «бурный» (turbidus). Гнев не только искажает лицо, но и заставляет руки блуждать, делая их «беспокойными» (Мартин Бражский). Таким образом, в греховном гневе мимика полностью соответствует жестике; их «гармония» позволяет условно обозначить эту жестово-мимическую систему как естественную.
Концепция праведного гнева включает моменты, по сути своей противоположные естественному представлению о гневе. Так, Лактанций внедряет в состав гнева идею милости; Августин - идею спокойствия; Фома Аквинский - идею кротости. Христианская теория праведного гнева оказывается своего рода эмоциональным оксюмороном, а его жестово-мимическую систему также можно трактовать как оксюморон: на уровне жестики праведный гнев сохраняет агрессивность, однако его мимика миролюбива и спокойна, в полном противоречии жестике. Эта оксюморонная жестово-мимическая система доминирует (с некоторыми исключениями) при изображении праведного гнева до Нового времени, когда и праведные персонажи (архангел Михаил, Иисус Христос) начинают всё чаще проявлять свой гнев не только в жестике, но и в соответствующей мимике.
Об авторе
А. Е. МаховРоссия
Александр Е. Махов, доктор филологических наук, профессор
РГГУ, 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6; Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25а
Список литературы
1. Hugo de S. Victore. De institutione novitiorum // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Vol. 176. Paris: J.P. Migne, 1854. Col. 925-951.
2. Seneca. De ira // Lucius Annaeus Seneca. Moral Essays. Vol. 1. London; New York: Heinemann, 1928. P. 106-352.
3. Martinus Braccarensis. De ira // PL. Vol. 72. Paris: J.P. Migne, 1849. Col. 41-50.
4. Prudentius. Psychomachia // Prudentius: in 2 Vol. Vol. 1. London: Heinemann, 1949. P. 274-343.
5. Alexander Neckam. De ira // Bibliotheque nationale de France, Ms. Latin 11867. Fol. 232r-232v.
6. Gregorius Magnus. Moralia. Liber V, cap. XLV // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Vol. 75. Paris: J.P. Migne, 1849. Col. 723-727.
7. Lactantius. De ira Dei // Lactantius. Opera omnia. Wien: Osterreichische Akademie der Wissenschaften, 1893. (=Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, vol. 27/1). P. 67-131.
8. Guaiferius Casinensis. Passio S. Lucii pape et martyris // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Vol. 147. Paris: J.P. Migne, 1853. Col. 1301-1310.
9. Gregorius Magnus. Moralia. Liber XII, cap. VII // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Vol. 75. Paris: J.P. Migne, 1849. Col. 991.
10. Bacon R. Opus Majus. Vol. 2. Oxford: Clarendon Press, 1897. 568 p.
11. Caelius Aurelianus. Celerum passionum libri III. Berlin: Akademie Verlag, 1990. 679 p.
12. Dante Alighieri. Divina Commedia. Inferno / A cura di D. Mattalia. Milano: BUR, 2008. 700 p.
13. Alberti L.B. De picture // Alberti L.B. Opere volgari. Vol. 3. Bari: Laterza, 1973. P. 5-107.
14. Thomas Aquinas. Summa Theologiae [Электронный ресурс]. URL: https://aquinas.cc/56/57/~1 (дата обращения 10 янв. 2019).
15. Haymo Halberstatensis. Homilia LXIV. IN die sancto palmarum Passio Domini nostri Iesu Christi secundum Matthaeum // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Vol. 118. Paris: J.P. Migne, 1852. Col. 358-381.
16. Alcuinus. De virtutibus et vitiis // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Vol. 101. Paris: J.P. Migne, 1851. Col. 614-638.
17. Dombrowski D. Anger in the Philokalia // Mystics Quarterly. 1998. Vol. 24, № 3. P. 101-118.
18. Schwager R. Der Zorn Gottes: Zur Problematik der Allegorie // Zeitschrift fur katholische Theologie. 1983. Vol. 105, № 4. S. 406-414.
19. Augustinus. Contra Adimantum // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Vol. 42. Paris: J.P. Migne, 1841. Col. 129-172.
20. Augustinus. In Joannis evangelium tractatus CXXIV // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Vol. 35. Paris: J.P. Migne, 1841. Col. 1380-1976.
21. Махов А.Е. Дубина Богоматери. Вещь и слово в демонологической иконографии «Мадонны приходящей на помощь» // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 6 / Отв. ред. и сост.: Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2017. С. 43-64.
Рецензия
Для цитирования:
Махов А.Е. Средневековый гнев: две разновидности - две жестово-мимические системы. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(3):39-61. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-3-39-61
For citation:
Makhov A.E. Medieval Anger: Two Types - Two Systems of Manual and Facial Gestures. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(3):39-61. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-3-39-61