И вскинув руки, она остолбенела - превращение жены Лота в соляной столп в русском искусстве второй половины XVI-XVII в.

Полный текст:


Аннотация

В статье впервые рассматривается проблема актуализации мотива превращения жены Лота в соляной столп в русской культуре позднего Средневековья. Устанавливается связь этого явления с происходившими в это время историческими событиями и культурными трансформациями. Основными задачами автора были реконструкция смысла и эмоционального содержания некоторых наиболее ярких из сохранившихся изображений жены Лота и исследование методов их художественного выражения в искусстве иконописи и фрески. В исследовании предпринята попытка выявить особенности трактовки этого эпизода в западной и восточной христианской культуре Средневековья и раннего Нового времени. В частности, это касается изображения жестов жены Лота в тот момент, когда она преступает запрет оборачиваться назад и смотреть на гибнущий Содом.

Автор статьи приходит к выводу, что изображение жены Лота, остолбеневшей со вскинутыми и сомкнутыми над головой руками, в русском искусстве XVI-XVII вв. следует осмысливать в эсхатологическом ключе и понимать как символ человека, не сумевшего вовремя сделать верный духовный выбор и колеблющегося между ценностями земного бытия и небесного блаженства.


Об авторе

Л. Б. Сукина
Институт программных систем им. А.К. Айламазяна РАН
Россия

Людмила Б. Сукина, доктор исторических наук, доцент

152021, Ярославская обл., Переславский р-н, с. Веськово, ул. Петра Первого, д. 4 «а»



Список литературы

1. Топоров В.Н. Лот // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М.: Российская энциклопедия, 1997. С. 70-71.

2. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998. 448 с.

3. Сарабьянов В.Д. Программа росписи Покровского шатра Александровской слободы // Александровская слобода: Материалы научно-практической конференции. Владимир: Золотые ворота, 1995. С. 39-53.

4. Брюсова В.Г. Гурий Никитин. М.: Изобразительное искусство, 1982. 272 с.

5. Свирелин А.И. Сведения о жизни архимандрита Переславского Данилова монастыря Григория Неронова // Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Владимир: Типо-литография губернского правления, 1904. Т. 6. С. 1-47.

6. Сукина Л.Б. Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском. М.: Северный паломник, 2002. 72 с.

7. Гамлицкий А.В. Западноевропейские лицевые Библии в России XVII-XVIII вв.: Владельцы и формы бытования // Филевские чтения-6: Тезисы научной конференции. М.: ЦМДРК и И им. А. Рублева, 1999. С. 12-15.

8. Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М.: Языки русской культуры, 1999. 288 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сукина Л.Б. И вскинув руки, она остолбенела - превращение жены Лота в соляной столп в русском искусстве второй половины XVI-XVII в. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(3):79-97.

For citation: Sukina L.B. And throwing up her hands, she was stunned Lot's wife turning into a pillar of salt in Russian art of the second half of the 16th - 17th centuries RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(3):79-97. (In Russ.)

Просмотров: 3

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)