Жесты и эмоции на парадных портретах российских монархов

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена анализу парадных портретов российских монархов XVII - начала XX в. с точки зрения жестикуляции и выражений эмоций моделей. Портретная живопись прошла длительную эволюцию от парсун до камерного, психологического портрета, выражающего личность портретируемого. Традиции западноевропейской портретной парадной живописи влияли на русскую живопись, однако трансформировались в России в связи с конкретными задачами репрезентации каждого из монархов. Автор выделяет несколько периодов в истории русского парадного портрета, каждый из которых характеризуется определенными типами изображения. Со временем менялись позы и жесты моделей, элементы их окружения, символические детали, аллегорические образы, даже выражение лиц. Некоторые композиционные и динамические типы сохранялись на протяжении длительного времени, демонстрируя преемственность власти и династическое единство. Конкретные монархи использовали для собственной репрезентации определенные ракурсы и позы, подчиняли прежние визуальные образы новым задачам. Парадный портрет является, таким образом, существенным фактором не только репрезентации власти и конкретного монарха, но и создания определенного эмоционального настроения, отвечавшего тем или иным тенденциям во взаимодействии с обществом.


Об авторе

Е. В. Пчелов
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Евгений В. Пчелов, кандидат исторических наук, доцент

ГСП-3, 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Вдовин Г.В. Персона - Индивидуальность - Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII в. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 244 с.: ил.

2. Эпоха парсуны: Русский исторический портрет. М.: Художник и книга, 2004. 279 с.: ил.

3. Живопись: Т. 1: XVIII в.: Каталог. СПб.: Palace editions, 1998. 206 с.: ил.

4. Государственная Третьяковская галерея. Т. 2: Живопись XVIII в.: Каталог собрания. М.: ГТГ, 2015. 408 с.: ил.

5. Гудыменко Ю.Ю. Русская живопись XIX в.: Каталог коллекции / Гос. Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2017. 424 с.: ил.

6. Елизавета Петровна и Москва. М.: Арт-Волхонка, 2010. 220 с.: ил.

7. «…Красоту ее Боровиковский спас»: Альбом / [отв. ред. Л.А. Иовлева]. М.: М. Сканрус, 2008. 232 с.: ил.

8. Лауриц Туксен: Придворный художник. Произведения из собраний Дании и России: Каталог выставки. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. 60 с.: ил.

9. Чурак Г.С., Портрет императора Николая II кисти Ильи Ефимовича Репина. М.: Издательский отдел храма во имя священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье, 2010. 32 с.: ил.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Пчелов Е.В. Жесты и эмоции на парадных портретах российских монархов. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(3):98-122.

For citation: Pchelov E.V. Motions and emotions on the ceremonial portraits of Russian monarchs. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(3):98-122. (In Russ.)

Просмотров: 10

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)