Возможно ли избежать «кривляний» на сцене? О кризисе сценической репрезентации эмоций

Полный текст:


Аннотация

В статье формулируется ряд теоретических вопросов, связанных с эвристическим потенциалом понятия «эмоция» применительно к современному европейскому и российскому театру. Подобная постановка проблемы позволяет, с одной стороны, исследовать само заявленное понятие в междисциплинарном поле, с другой - описывать значимые изменения в актуальной театральной коммуникации. Понятие «эмоция» представляется в статье в связи с понятиями «репрезентация», «код», «семиотическая система». Эмоции на сцене - то, что предлагается зрителям к прочтению, интерпретации. В исследовании приводится краткий исторический экскурс, показывающий, как изменялись способы аффективного воздействия на зрителя и репрезентации эмоций в театре. Для XVII и XVIII вв. характерна ситуация имплицитного договора между актерами и зрителями: за определенными состояниями закреплены известные жесты, позы, выражения лица. Аффективное воздействие строится на считывании и узнавании. Впоследствии модель конструирования и прочтения «эмоционального кода» спектакля была по-своему переосмыслена в теоретических работах, и постановка Б. Брехта в 20-е гг. ХХ в. ставит вопрос о соотношении семиотического, поддающегося прочтению, и несемиотического в театре. В центре внимания оказываются такие понятия, как «опыт», «переживание», «телесность», а связанное с ними, но находящееся в иной плоскости слово «эмоция» перемещается на второй план, обретая коммерческий оттенок (эмоции «продают» зрителю в коммерческом театре). В статье рассматриваются несколько режиссерских стратегий преодоления «кризиса репрезентации» (по Х. Гёббельсу) эмоций в современном театре.


Об авторе

Г. А. Шматова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Галина А. Шматова, кандидат культурологии

ГСП-3, 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. 504 с.

2. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.: Фонд развития драматического искусства, 2013. 312 с.

3. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М.: Канон+, 2015. 376 с.

4. Барт Р. Эффект реальности // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 392-400.

5. Аникст А. Театр эпохи Шекспира. М.: Дрофа, 2006. 287 с.

6. Кугель А. Театральные заметки // Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1906-1918 / Сост. О.А. Радищева, Е.А. Шингарева, общ. ред., вступ. к сезонам и примеч. О.А. Радищевой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007. С. 165-168.

7. Барт Р. Комментарий: Предисловие к книге Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» (с фотографиями Пика) // Барт Р. Работы о театре. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. С. 136-155.

8. Брехт Б. О неаристотелевской драме // Брехт Б. Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания: В 5 т. М.: Искусство, 1965. Т. 5/2 / Коммент. Е.Г. Эткинда. С. 65-101.

9. Artaud A. Oeuvres completes. T. 9: Les tarahumaras - Lettres de Rodez. Paris: Gallimard, 1979. 304 p.

10. Деррида Ж. Театр жестокости и закрытие представления // Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академический проект, 2000. С. 282-316.

11. Гёббельс Х. Эстетика отсутствия. М.: Изд-во «Театр и его дневник» Электротеатра «Станиславский». 2015. 272 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Шматова Г.А. Возможно ли избежать «кривляний» на сцене? О кризисе сценической репрезентации эмоций. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(3):123-137.

For citation: Shmatova G.A. Is there a chance to evade "antics" on stage? On the crisis of scenic representation of emotions. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(3):123-137. (In Russ.)

Просмотров: 3

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)