Кипрские вазы в стиле Свободного поля: проблемы композиции и семантики росписей


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-1-15-27

Полный текст:




Аннотация

Расписной декор кипро-архаических ваз в стиле Свободного поля строится на основе ограниченного числа исходных растительных либо солярных мотивов, среди которых встречаются как заимствованные, так и местного происхождения. В ходе своего развития они демонстрируют тенденцию к объединению в общую вертикальную структуру и затем формированию на ее основе многоуровневой композиции, которая разрастается в ширину за счет включения зооморфных и человеческих фигур. Такая композиция обычно строится по геральдическому принципу и представляет Мировое древо с его адорантами. Эти изображения находят параллели в кипрской архаической вазописи среди иконографических вариантов «священного сада» с женскими фигурами, представляющими материнских божеств, которые несут кувшины для возлияний и вдыхают аромат цветков лотоса. За подобными образами кроется метафора возрождения умершего после исполнения погребального обряда, с сопутствующим ему ритуалом возлияния.


Об авторе

Д. А. Калиничев
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина»
Россия

Дмитрий А. Калиничев, научный сотрудник

119019, Москва, ул. Волхонка, д. 12



Список литературы

1. Karageorghis V. Ancient Cypriote Art in the Pierides Foundation Museum. Larnaca, 1985. 279 p.

2. Акимова Л.И., Калиничев Д.А., Самар О.Ю., Смоленкова В.В. The Art of Ancient Cyprus in the State Pushkin Museum of Fine Arts. В 2 т. М., 2014. Т. 1. 384 с.

3. Vandersleyen C. Das alte Agypten (Propylaen Kunstgeschichte. Bd. 15). Berlin, 1975. 457 s.

4. Morris D. The Art of Ancient Cyprus with a Check-List of the Author's Collection. Oxford, 1985. 368 p.

5. Karageorghis V. Ancient Cypriote Art in the Severis Collection. Nicosia, 1999. 213 p.

6. Karageorghis V. Ancient Cypriote Art in the National Archaeological Museum of Athens. Athens, 2003. 151 p.

7. Marinatos Sp., HirmerM. Kreta, Thera und das Mykenische Hellas. Munchen, 1973. 184 S.

8. Brehme S. et al. Ancient Cypriote Art in Berlin. Antikensammlung, Museum fur Vor- und Fruhgeschichte Munzkabinett. Nicosia, 2001. 232 p.

9. Karageorghis V., in collaboration with J.R. Mertens and M.E. Rose. Ancient Art from Cyprus: The Cesnola Collection in the Metropolitan Museum of Art. New York, 2000. 305 p.

10. Caubet A., Hermary A., Karageorghis V. (sous la dir. de). Art antique de Chypre au musee du Louvre: du chalcolithique a l'epoque romaine. Paris, Editions de la Reunion des musees nationaux, 1992. 163 p.

11. Ohnefalsch-Richter M. Kypros. The Bible and Homer. Oriental Civilization, Art and Religion in Ancient Times. Transl. from German. Berlin, 1893. 531 p.

12. Cipro, Isola di Afrodite. Catalogo della mostra, Roma, Palazzo del Quirinale 17 ottobre 2012 - 6 gennaio 2013. Loreto: Pubblicazione a cura del Segretariato Generale della Presidenza della Repubblica, 2013. Vol. 1. P. 1-262.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Калиничев Д.А. Кипрские вазы в стиле Свободного поля: проблемы композиции и семантики росписей. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(1-1):15-27. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-1-15-27

For citation: Kalinichev D.A. Cypriote vases of the Free-field style: some questions concerning the composition and meaning of the painting. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(1-1):15-27. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-1-15-27

Просмотров: 251

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)