Возможные источники раннехристианской иконографии сцены «Иона под тыквенной лозой»


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-1-59-69

Полный текст:




Аннотация

В исследовании предпринята попытка обоснования возможного александрийского происхождения раннехристианской иконографии сцены «Иона под тыквенной лозой», которая была самым популярным раннехристианским сюжетом в III-IV вв. Если иконография фигуры пророка, по мнению ряда исследователей, восходит к античным образцам («Сон Эндимиона» и др.), то мотив тыквенной лозы в античном искусстве не встречается, за исключением единственного памятника - александрийской гробницы III Вардиан, датировка которой варьируется от III в. до н. э. до IV в. н. э. В статье приведены аргументы в пользу датировки росписей I в. до н. э. Появление тыквенной лозы в иконографии сцены отдыха Ионы связано с греческим переводом еврейской Библии - Септуагинтой, сделанным в Александрии в III в. до н. э. В тексте на иврите речь идет о другом растении с тенистыми листьями. Таким образом, и упоминание в священной книге, и первые изображения бутылочной тыквы, и иконографический тип мужской фигуры, лежащей под тыквенной лозой, имеют александрийское происхождение. Следовательно, александрийская погребальная живопись может рассматриваться как вероятный источник иконографии раннехристианской сцены отдыха Ионы.


Об авторе

В. З. Куватова
Институт востоковедения РАН
Россия

Валерия З. Куватова

107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12



Список литературы

1. Dresken-Weiland J. Bild, Grab und Wort. Regensburg: Schnell & Steiner, 2010. 355 p.

2. Grabar A. Christian Iconography. A Study of Its Origins. 2 nd ed. Princeton: Princeton University Press, 1980. 174 p.

3. Mathews T.F. The Clash of Gods. A Reinterpretation of Early Christian Art. Princeton: Princeton University Press, 1995. 242 p.

4. Venit M.S. The Painted Tomb from Wardian and the Decoration of Alexandrian Tombs // Journal of the American Research Center in Egypt. 1988. Vol. 25. P. 71-91.

5. Riad H. Quatre Tombeaux de la Necropole Ouest d'Alexandrie // Bulletin de la Societe Archeologique d'Alexandrie. 1967. Vol. 42. P. 35-53.

6. Venit M.S. Monumental Tombs of Ancient Alexandria. The Theater of the Dead. Cambridge, U.K; New York: Cambridge University Press, 2002. 267 p.

7. Weitzmann-Fiedler J. Tomb chamber // Age of Spirituality / Weitzmann K. (ed). New York: Metropolitan Museum, 1979. P. 273-274.

8. Barbet A. Une tombe chretienne a Alexandrie in Chevallier // Caesarodunum. 1980. XV bis. P. 391-400.

9. Rodziewicz M. Painted Narrative Cycle from Hypogeum N 3 in Wardian, Alexandria // Bulletin de la Societe Archeologique d'Alexandrie. Alexandrian Studies in memoriam Daoud Abdu Daoud. 1993. Vol. 45. P. 14-15.

10. Seif El-Din M, Guimier-Sorbets A.-M. Les deuxtombes de Persephone dans la necropole de Kom el-Chougafa a Alexandrie // Bulletin de correspondence hellenique. 1997. Vol. 121, livraison 1. P. 355-410.

11. Tronzo W. The Via Latina Catacomb. Imitation and Discontinuity in Fourth-Century Roman Painting. Pennsylvania: Pennsylvania State University Press, 1986. 87 p.

12. Venit M.S. Visualizing the Afterlife in the Tombs of Graeco-Roman Egypt. New York: Cambridge University Press, 2016. 268 p.

13. Adriani A. Repertorio d'Arte dell'Egitto Greco-Romano, series C. En 2 vols. Rome, 1966.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Куватова В.З. Возможные источники раннехристианской иконографии сцены «Иона под тыквенной лозой». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(1-1):59-69. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-1-59-69

For citation: Kuvatova V.Z. Probable origin of the Early Christian Iconography of Jonah under the Gourd Vine scene. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(1-1):59-69. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-1-59-69

Просмотров: 285

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)