Возможные источники раннехристианской иконографии сцены «Иона под тыквенной лозой»
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-1-59-69
Аннотация
В исследовании предпринята попытка обоснования возможного александрийского происхождения раннехристианской иконографии сцены «Иона под тыквенной лозой», которая была самым популярным раннехристианским сюжетом в III-IV вв. Если иконография фигуры пророка, по мнению ряда исследователей, восходит к античным образцам («Сон Эндимиона» и др.), то мотив тыквенной лозы в античном искусстве не встречается, за исключением единственного памятника - александрийской гробницы III Вардиан, датировка которой варьируется от III в. до н. э. до IV в. н. э. В статье приведены аргументы в пользу датировки росписей I в. до н. э. Появление тыквенной лозы в иконографии сцены отдыха Ионы связано с греческим переводом еврейской Библии - Септуагинтой, сделанным в Александрии в III в. до н. э. В тексте на иврите речь идет о другом растении с тенистыми листьями. Таким образом, и упоминание в священной книге, и первые изображения бутылочной тыквы, и иконографический тип мужской фигуры, лежащей под тыквенной лозой, имеют александрийское происхождение. Следовательно, александрийская погребальная живопись может рассматриваться как вероятный источник иконографии раннехристианской сцены отдыха Ионы.
Для цитирования:
Куватова В.З. Возможные источники раннехристианской иконографии сцены «Иона под тыквенной лозой». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(1-1):59-69. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-1-59-69
For citation:
Kuvatova V.Z. Probable origin of the Early Christian Iconography of Jonah under the Gourd Vine scene. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(1-1):59-69. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-1-59-69