Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

«Участники вечного света». Об одном недостающем звене в иконографии Первого дня Творения

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-1-70-82

Аннотация

Западнохристианская иконография Сотворения мира в XI—XIII вв. предоставляет множество возможностей проследить логику взаимодействия нескольких раннехристианских традиций в рамках одной композиции и на уровне отдельных ее деталей. На примере взаимодействия памятников «римского типа» (фресок и миниатюры Рима и Лация) с традицией Генезиса лорда Коттона прослеживается процесс «эмансипации» отдельного элемента и его перемещение в чужеродную схему и наделение новым смыслом. Речь идет об изображениях предстоящих Творцу ангелов, заменяющих или дублирующих персонификации Света и Тьмы в сцене Первого дня Творения в миниатюрах римских «атлантовских» библий. Благодаря недавнему открытию фресок лангобардской школы VIII в. в «Крипте Грехопадения» близ Матеры можно предположить, что уже к этому времени персонификации ангелов-дней в композиции коттоновского типа могли выступать в роли персонификаций Света в сцене Первого дня Творения. Это дает возможность иконографически объяснить появление столетием позже ангелов-орантов в сцене Сотворения Адама в миниатюрах каролингских Турских библий, а также позволяет иконографически связать разнообразие поз и жестов предстоящих ангелов в миниатюрах Творения «атлантовских» библий с ангелами-днями Творения коттоновской традиции.

Об авторе

А. В. Пожидаева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Анна В. Пожидаева, кандидат искусствоведения, доцент

105066, Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 3



Список литературы

1. Пожидаева А.В. «Сотворение мира». Раннехристианские традиции иконографии сюжета в западноевропейском искусстве // Искусствознание. 2007. № 3—4. С. 252—291.

2. Orofino G. Bibbie atlantiche. Struttura del testo e del racconto nel Libro 'riformato' // Medioevo: Immagine e racconto, Atti del IV Convegno Internazionale di studi / a cura di A.C. Quintavalle. Milano: Electa, 2004. Р. 253—264.

3. Togni N. Italian Giant Bibles: the circulation and the use of the Book in the time of the ecclesiastical reform of the XI and XII centuries // Wrighting Europe: texts and contexts. Cambrige, 2015. Р. 59—82.

4. Alidori Battaglia L. Illustrazione e decorazione delle Bibbie atlantiche toscane // Les Bibles atlantiques. Le manuscrit biblique a l'epoque de la reforme de l'eglise du XIe siecle. Firenze, 2016. P. 109-128.

5. Orofino G. La decorazione delle Bibbie atlantiche tra Lazio e Toscana nella prima meta del XII secolo // Roma e la Riforma Gregoriana. Tradizioni e innovazioni artistiche (XI-XII sec.) / a cura di S. Romano e J. Enckell Juillard. Roma: Viella, 2007. Р. 357-379.

6. Bertelli G. Il ciclo pittorico della grotta // La grotta del Peccato Originale a Matera. La gravina, la grotta, gli affreschi, la cultura materiale. Bari, 2013. Р. 67-126.

7. Caprara R. Tradizione longobarda nella pittura della chiesa rupestre del Peccato Originale a Matera // Cosenza, IV convegno nazionale su "Le presenze longobarde nelle regioni d'Italia. Cosenza, 2013. Р. 1-16.

8. Weitzmann K., Kessler H. The Cotton Genesis: (British Library Codex Cotton Otho B VI). Princeton, 1986.

9. DAlverny M.-T. Les Anges et les Jours (1) // Cahiers Archeologiques. 1957. Vol. IX. Р. 271-300.

10. Kessler H.L. Hic homo formatur. The Genesis frontispieces of the Carolingian Bibles // Art Bulletin. 1971. Vol. LIII. Р. 143-160.

11. Kessler H.L. An Eleventh-Century Ivory Plaque from South Italy and the Cassinese Revival // Jahrbuch der Berliner Museen. 1966. Vol. 8 (1). Р 67-95.

12. Weitzmann K., Bernabo M. The Byzantine Octateuchs. Princeton: Princeton University Press, 1999.

13. Rizzi M.P. Chiese rupestri a Matera. Vaticano: Libreria Editrice Vaticana, 2015.

14. Pace V. Una bibbia in avorio. Arte mediterranea nella Salerno dell'XI secolo. Milano, 2016.

15. Zahlten J. Creatio mundi. Darstellungen der sechs Schopfungtage und naturwissenschaftliches Weilbild im Mittelalter. Stuttgart, 1979.


Рецензия

Для цитирования:


Пожидаева А.В. «Участники вечного света». Об одном недостающем звене в иконографии Первого дня Творения. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(1-1):70-82. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-1-70-82

For citation:


Pozhidaeva A.V. Participes lucis aeternae: concerning one missing link in the iconography of the First Day of Creation. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(1-1):70-82. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-1-70-82

Просмотров: 242


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)