Иерусалим как Рим в мозаиках Монреале. 1180-е годы

Полный текст:


Аннотация

Изображение архитектуры в мозаиках, декорирующих собор бенедиктинского монастыря Монреале (Сицилия), существенно отличается от архитектурного стаффажа в византийской монументальной живописи XI-XII вв. Автор ставит своей задачей исследование архитектурных форм в мозаиках Монреале. Аналогии этим формам он находит в римских мозаиках и фресках конца XI-XII вв. Архитектурный стаффаж здесь имеет своим источником римское античное и раннехристианское искусство. Через изображение, хотя и достаточно условное, строений Древнего Рима средневековые мастера создавали образ Иерусалима, тем замещая Святой град Римом. Художники и их заказчики, римские папы и епископы, вдохновлялись при этом идеями ранних латинских богословов, которые утверждали мысль о решающем значении Рима, столице Civitas Dei на земле, в распространении и утверждении учения Христа. Ту же идею, исходящую от западного заказчика, несли мозаики Монреале. Данный вывод относительно мозаик Монреале в научной литературе высказан впервые.


Об авторе

Л. М. Евсеева
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Россия

Лилия М. Евсеева, кандидат искусствоведения

107120, Москва, Андроньевская пл., д. 10



Список литературы

1. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения: В 3 т. М., 1956. Т. 1: Искусство Проторенессанса. 438 с.

2. Kitzinger E. I mosaici del periodo Normanno in Sicilia. Fasc.V: Il Duomo di Monreale: Il mosaici delle Navate. Palermo, 1996.70 p.

3. Demus O. La peinture murale Romane. Paris, 1970. 230 p.

4. Waetzolt S. Die Kopien des 17. Jahrhunderts nach Mosaiken und Wandmalereien in Rom. Wien; Munchen, 1964. 85 s.

5. Сидорова Н.А. Новые открытия в области античного искусства. М., 1965. 203 с.

6. Tuber E. Un'Arte Orientata: reforma gregoriana e iconografia. Milano, 2001. 475 p.

7. Трубочкин Д.В. «Все в порядке! Старец пляшет.». Римская комедия плаща. М., 2005. 424 с.

8. Garber J. Wirkungen der fr hchrstlichen Gem ldezeklen der alten Peters - and Pauls-basiliken in Rom. Berlin; Wien, 1918.

9. Kitzinger E. I mosaici del periodo Normanno in Sicilia. Fasc. IV. Il Duomo di Monreale: I mosaici del transetto. Palermo, 1995.71 p.

10. Кривченко В.И. Помпеи, Геркуланум, Стабии. М., 1985. 224 с.

11. Pirani E. Miniatura romanica. Milano, 1966.158 p.

12. Curtius L. Die Wandmalei Pompejis. Leipzig, 1929. 498 s.

13. Deer J. The dynastic porphyry tombs of the Norman period in Sicily. Cambridge; Massachusetts, 1959.188 p. (Dumbarton Oaks Studies, 5).

14. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986. 330 с.

15. Краутхаймер Р. Три христианские столицы: Топография и политика. СПб., 2000. 188 с.

16. Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. 328 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Евсеева Л.М. Иерусалим как Рим в мозаиках Монреале. 1180-е годы. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(1-1):96-107.

For citation: Evseeva L.M. Jerusalem as Rome in the Monreale mosaics of the 1180's. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(1-1):96-107. (In Russ.)

Просмотров: 3

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)