Влияние перегородчатых эмалей на художественный язык миниатюрных мозаичных икон раннепалеологовского периода

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается влияние, оказанное византийскими перегородчатыми эмалями на стилистическое своеобразие миниатюрных мозаичных икон раннепалеологовского периода. Вступившее в конце XIII - начале XIV в. в пору расцвета искусство микромозаики заимствует и перерабатывает ряд художественных приемов, свойственных постепенно приходящей в упадок перегородчатой эмали: активное использование «линейного» ассиста, покрывающего одеяния тонкой сверкающей «паутиной», орнаментацию нимбов и оформление надписей геометрическими обрамлениями. Таким образом, в миниатюрных мозаичных иконах соединяются выразительные возможности живописи и декоративно-прикладного искусства.


Об авторе

М. И. Яковлева
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Россия

Мария И. Яковлева

105120, Москва, Андроньевская площадь, д. 10



Список литературы

1. Demus O. Byzantinische Mosaikminiaturen. Zur Charakteristik einer spaten Kunstgattung // Demus O. Studies in Bizantium, Venice and the West. London, 1998. XVIII. S. 173-176.

2. Hetherington P. Enamels in the Byzantine World: Ownership and Distribution // Byzantinische Zeitschrift. 1988. № 81. S. 29-38.

3. Cutler A. The Industries of Art // The Economic History of Byzantium: from the Seventh through the Fifteenth Century / A.E. Laiou (ed.). Dumbarton Oaks Studies. 2002. Vol. 39. P. 555-587.

4. Buckton D. Enamelling on Gold: a Historical Perspective // Gold Bulletin. 1982. № 15. P. 101-109.

5. The Glory of Byzantium. Art and Culture of the Middle Byzantine Era. A.D. 843-1261. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1997. 604 p.

6. Wessel K. Die byzantinische Emailkunst vom 5. bis 13. Jahrhundert. Recklinghausen: Bongers, 1967. 213 p.

7. Stromberg C. A Technical Study of Three Cloisonne Enamels from the Botkin Collection // The Journal of the Walters Art Gallery. 1988. Vol. 46. P. 25-36.

8. Buckton D. Bogus Byzantine Enamels in Baltimore and Washington, D.C. // The Journal of the Walters Art Gallery. 1988. Vol. 46. P. 11-24.

9. Hetherington P. Byzantine Cloisonne Enamel: Production, Survival and Loss // Byzantion. 2006. № 76. P. 185-215.

10. The Treasury of San Marco, Venice. Milan: Olivetti, 1984. 337 p.

11. Хускивадзе Л.З. Средневековые перегородчатые эмали из собрания Государственного музея искусств Грузии. Тбилиси: Хеловнеба, 1984. 160 с.

12. Byzantium: Faith and Power (1261-1557). New York: The Metropolitan Museum of Art, 2004. 658 p.

13. Pedone S. L'icona di Cristo di Santa Maria in Campitelli: un Esempio di «Musaico Parvissimo» // Rivista dell'Instituto Nazionale d'Archeologia e Storia dell'Arte. 2005. III Serie, Anno XXVIII. P. 95-131.

14. Tsigaridas E, Loverdou-Tsigarida K. The Holy and Great Monastery of Vatopedi. Byzantine Icons and Revetments. Mount Athos: Monastery of Vatopedi, 2007. 447 p.

15. Furlan I. Le icone bizantine a mosaico. Milan: Stendhal, 1979. 116 p.

16. Византия. Балканы. Русь. Иконы конца XIII - первой половины XV века. Каталог выставки. Москва: Издательство Государственных музеев Московского Кремля, 1991. 292 с.

17. MourikiD. The Mosaics of Nea Moni on Chios. Athens: Commercial Bank of Greece, 1985. Vol. I. 304 p.

18. Miljkovic-Pepek P. Deux icones nouvellement decouvertes en Macedoine // Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. 1972. Bd. 21. S. 203-208.

19. Ryder C.E. Micromosaic Icons of the Late Byzantine Period. New York: Institute of Fine Arts, 2007. 420 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Яковлева М.И. Влияние перегородчатых эмалей на художественный язык миниатюрных мозаичных икон раннепалеологовского периода. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(1-1):124-136.

For citation: Yakovleva M.I. The impact of cloisonné enamels on artistic features of the micromosaic icons of the early Palaeologan period. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(1-1):124-136. (In Russ.)

Просмотров: 5

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)