Классицизм как архаизм: мастерская Мацциере и флорентийская живопись конца XV в.

Полный текст:


Аннотация

Творчество Аньоло ди Доменико дель Мацциере (1466 - 1513) и его старшего брата Доннино (1460 - после 1515) является ярким образцом локальной художественной традиции, основанной на языке позднего Кватроченто. Художники, вышедшие из мастерской Козимо Росселли, соединили в своих работах, прежде всего в больших алтарных картинах, выполненных ими для трех фамильных капелл семейства Корбинелли в церкви Санто Спирито во Флоренции, приемы и схемы наиболее выдающихся мастеров флорентийской школы. Стиль их живописи, нарядный, уравновешенный и последовательно эклектический, очевидно архаичен на фоне достижений ренессансного искусства первой четверти XVI в., однако он дает наглядное представление о вкусе, своеобразной «языковой норме», «формуле» флорентийской школы, которая была выработана в последней трети XV в. Их работы позволяют определить элементы больших фресковых циклов и алтарей, созданных для аристократических заказчиков прошлого медичейского времени, которые вошли в моду, оказались устойчивыми и перешли в более широкую живописную продукцию.


Об авторе

М. А. Лопухова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Марина А. Лопухова, кандидат искусствоведения, старший преподаватель, исторический факультет

119992, Москва, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4



Список литературы

1. Vasari G. Le Vite de' piu eccellenti pittori, scultori e architettori / G. Milanesi (cur.). En IX vols. Firenze: Sansoni, 1878. Vol. III; Firenze: Sansoni, 1879. Vol. IV.

2. Baldinucci F. Notizie de' Professori del disegno da Cimabue in qua / F. Ranalli (cur.). Firenze, 1975.

3. Padoa Rizzo A. Agnolo di Donnino: nuovi documenti, le fonti e la possibile identificazione con il "Maestro di Santo Spirito" // Rivista d'Arte. 1988. Vol. 40. P. 125-168.

4. Fahy E. Florence, Palazzo Strozzi. Late fifteenth-century Florentine painting // The Burlington Magazine. 1993. Vol. CXXXV. P. 169-171.

5. Zeri F. Eccentrici fiorentini I // Bollettino d'Arte. 1962. Vol. XLVII. P. 216-236.

6. Bacci P. I pittori fiorentini Donnino e Agnolo di Domenico a Pistoia // Rivista d'Arte. 1906. Vol. II. P. 1-12.

7. Padoa Rizzo A. Indagini sulle botteghe di pittura del '400 in Toscana. Il Maestro di Santo Spirito e i Del Mazziere: una conferma // Erba d'Arno. 1991. Vol. 46. P. 54-63.

8. Horne H.P. Il Graffione // The Burlington Magazine. 1905. Vol. 33. P. 189-191, 194-196.

9. Gamba C. Antonio di Donnino // L'arte. Rivista di storia dell'arte medievale e moderna 1957. Vol. 21. P. 7-14.

10. Zeri F. Italian paintings in the Walters Art Gallery. Baltimore: Walters Art Gallery, 1976.

11. Fahy E. Some followers of Domenico Ghirlandajo. New York: Garland, 1976.

12. Maestri e botteghe. Pittura a Firenze alle fine del Quattrocento / M. Gregori, A. Paolucci, C. Acidini Lucinat (cur.). Milano: Silvana ed., 1992.

13. Puro, semplice e naturale nell'arte a Firenze tra Cinque e Seicento / A. Giannotti, C. Pizzorusso (cur.). Firenze: Giunti, 2014.

14. Paintings and Sculptures from the Kress Collection. National Gallery of Art / W.E. Suida, F.R. Shapley (ed.). Washington, 1956.

15. Lloyd C. A Catalogue of the Earlier Italian Paintings in the Ashmolean Museum. Oxford, 1977.

16. Berenson B. Italian Pictures of the Renaissance. Oxford, 1932.

17. Monbeig-Goguel C. A propos des dessins du "Maitre de la femme voilee assise du Louvre": reflexion methodologique en faveur du "Maitre de Santo Spirito" (Agnolo et/ou Donnino di Domenico del Mazziere?) // Florentine drawing at the time of Lorenzo the Magnificent / E. Cropper (ed.). Bologna, 1992. P. 111-129.

18. Monbeig-Goguel C. For Agnolo di Donnino del Mazziere, the Maestro di Santo Spirito // Rethinking Renaissance drawings. Essays in honor of David McTavish / U. Roman D'Elia (ed.). Montreal; Kingston; London; Chicago, 2015. P. 64-69.

19. De Luca F. La Madonna col Bambino in trono tra i santi Lucia e Pietro martire di Agnolo e Donnino del Mazziere. Milano: Electa, 2001.

20. Van Marle R. The development of the Italian schools of painting. The Hague: M. Nijhoff, 1888.

21. Laclotte M, Moench E. Peinture italienne musee du Petit Palais Avignon. Paris, 2005.

22. Zappasodi E. The Virgin and Child // Sarti G. Italian Masterpieces. 14 th and 15 th centuries. Paris, 2015. P. 142-149.

23. O'Malley M. Quality, Demand, and the Pressures of Reputation: Rethinking Perugino // The Art Bulletin. 2007. Vol. 89. P. 674-693.

24. Moschini Marconi S. Gallerie dell'Accademia di Venezia. Opere d'arte dei secoli XIV e XV. Venezia, 1955.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Лопухова М.А. Классицизм как архаизм: мастерская Мацциере и флорентийская живопись конца XV в. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(1-2):231-245.

For citation: Lopukhova M.A. Classicism as Archaism: the Mazziere brothers and Florentine painting of the late 15th century RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(1-2):231-245. (In Russ.)

Просмотров: 8

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)