Портрет-пейзаж в ранней лирике Бориса Пастернака (к проблеме интерпретации)


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-2-116-127

Полный текст:


Аннотация

В статье путем анализа конкретных текстов выявляются две основные текстопорождающие модели стихотворных произведений. К первой модели относятся глоссалические, основанные на доминировании звукового, а не метрического конструктивного фактора (классический пример «Бобэоби пелись губы…» В. Хлебникова) тексты. При этом, приближаясь по некоторым признакам к жанру иллюстрации, «портрета» лица, текст В. Хлебникова сохраняет динамизм произведения словесного творчества, который Ю. Тынянов считал важнейшим непередаваемым путем изобразительного искусства свойством.

Вторая модель, которую можно назвать онтологической, основана на сдвиге отношений субъекта и объекта, характерного для классического искусства слова. В статье на примере анализа стихотворений раннего Б. Пастернака рассматривается специфика беспредметной образности и возможности ее интерпретации.


Об авторе

М. Н. Дарвин
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Михаил Н. Дарвин, доктор филологических наук, профессор

ГСП-3, 125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство-СПБ, 1996. 848 с.

2. Бройтман С.Н. Поэтика книги Бориса Пастернака «Сестра моя – жизнь» М.: Прогресс-Традиция, 2007. 608 с.

3. Синявский А.Д. Поэзия Пастернака // Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М.; Л.: Советский писатель,1965. С. 9–62.

4. Левин Ю.И. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах (по поводу одного стихотворения Б. Пастернака) // Тезисы докладов во Второй летней школы по вторичным моделирующим системам. Тарту: Тартуский университет, 1966. С. 26–30.

5. Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс; 1987. 464 с.

6. Uzarevic J. Kompozicija lirske pjesme (O. Mandelstam i B. Pasternak). Zagreb, 1991. S. 92–99.

7. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с.

8. Белый А. Глоссолалия. Поэма о звуке. Томск: Водолей, 1994. С. 96.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Дарвин М.Н. Портрет-пейзаж в ранней лирике Бориса Пастернака (к проблеме интерпретации). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(2(2)):116-127. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-2-116-127

For citation: Darvin M.N. Images of sight and hearing in early Pasternak’s lyrics (toward an interpretation issue). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(2(2)):116-127. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-2-116-127

Просмотров: 0

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)