Менада в движении: эмоциональный потенциал классической позы
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-10-28
Аннотация
В статье рассматривается один из классических примеров «формулы пафоса» Аби Варбурга – античный образ экстатически танцующей менады, использованный художниками Возрождения для изображения горя Марии Магдалины. Поза менады помещается в более широкий исторический контекст и исследуется с применением метода формального анализа. Это позволяет выявить многообразие вариантов адаптации, несводимое к единственному примеру энергетической инверсии. Востребованность позы менады в художественной практике объясняется ее выразительным и эмоциональным потенциалом, сосредоточенным в таких характеристиках, как «нестабильность», «движение» и «освобождение».
Об авторе
Е. С. Михайлова-СмольняковаРоссия
Екатерина С. Михайлова-Смольнякова, аспирант
191187, Россия, Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, д. 6/1А
Список литературы
1. Винд Э. Концепция науки о культуре (Kulturwissenscaft) Аби Варбурга и ее значение для эстетики // Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры / Ред.-сост. Н.Н. Мазур; Европейский университет в С.-Петербурге. СПб.; М.: Новое издательство, 2018. С. 33–43.
2. Гинзбург К. Ножницы Варбурга // Мир образов. Образы мира: Антология исследований визуальной культуры / Ред.-сост. Н.Н. Мазур; Европейский университет в С.-Петербурге. СПб.; М.: Новое издательство, 2018. С. 68–77.
3. Reynolds J., sir. Discourses / Ed. by Helen Zimmern. London: Walter Scott, 1887. 283 p.
4. Didi-Huberman G. Dialektik des Monstrums: Aby and Warburg and the Symptom Paradigm // Art History. 2001. Vol. 24. No. 5. P. 621–645. DOI: 10.1111/14678365.00289
5. Gaggadis-Robin V. Jason et Médéesur les sarcophagesd’ époqueimpériale. Rome: Écolefrançaise de Rome, 1994. 218 p.
6. Newby Z. “All the values of classicism”? The Medea Sarcophagus in Basel // Greek Myths in Roman Art and Culture: Imagery, Values and Identity in Italy, 50 BC–AD 250 / Newby Z. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. P. 308–319.
7. Giulio Bonasone // The illustrated Bartsch. Vol. 28: Italian masters of the sixteenth century / Eds. Suzanne Boorsch, John T. Spike, and Adam von Bartsch. P. 217–342.
8. Forster K.W., Mazucco K. Introduzione ad Aby Warburg e all’Atlante della Memoria / A cura di Monica Centanni. Milano: Bruno Mondatori, 2002. 276 p.
9. Antal F. Some Examples of the Role of the Mænad in Florentine Art of the Later Fifteenth and Early Sixteenth Centuries // Journal of the Warburg Institute. 1937. Vol. 1. P. 71–73. DOI: 10.2307/750076.
10. Iacobini A., Toscano G. “More graeco, more latino”. Gaspare da Padova e la miniatura all’antica // Mantegna e Roma: l’artista davanti all’antico. Atti di congresso tenuto a Roma nel 2007 / Eds. Teresa Calvano, Claudia Cieri Via, Leandro Ventura. Roma: Bulzoni, 2010. P. 125–190.
11. Gregori M. The First Models: Putti and Maenads // In the Light of Apollo: Italian Renaissance and Greece. In 2 vols. Vol. 1 / Ed. Mina Gregori. Milan: SilvanaEditoriale, 2004. P. 114–118.
12. Long J.C. Dangerous Women: Observations on the Feast of Herod in Florentine Art of the Early Renaissance // Renaissance Quarterly. 2013. Vol. LXVI, no. 4. P. 1153–1205.
13. Ebreo G. De PraticaSeu Arte Tripudii: On the Practice or Art of Dancing / Ed. And transl. by Barbara Sparti. Oxford: Clarendon Press, 1995. 288 p.
14. Gschwandtner Ch. Moresca. Vielfalt und Konstanteneiner Tanzpraxiszwischen 15. Und frühem 17. Jahrhundert. Leipzig: Leipziger Universitäts verlag, 2017. 252 p.
15. Misler N. L’arte del movimento in Russia, 1920–1930. Torino; Mosca: Allemandi; ANC Charity Foundation, 2017. 471 p.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Михайлова-Смольнякова Е.С. Менада в движении: эмоциональный потенциал классической позы. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(5):10-28. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-10-28
For citation: Mikhailova-Smol’nyakova E.S. Maenad in motion: emotional potential of a classic pose. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(5):10-28. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-10-28
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.