«Очень хорошо живется»: эмоциональный сценарий А.Г. Ржешевского в режиссерском прочтении В.И. Пудовкина


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-113-128

Полный текст:


Аннотация

Сложность постановки эмоционального сценария, появление которого совпадает с кризисом монтажного немого кино, побуждает режиссеров к творческим экспериментам. Фильм по сценарию А.Г. Ржешевского «Простой случай» вошел в историю кино как творческая неудача Пудовкина, а его замысел по разным причинам остался во многом нереализованным. Рефлексия по поводу принципов эмоционального сценария в период работы Пудовкина над этим фильмом исследуется в настоящей статье на основе текста сохранившегося режиссерского сценария. Мы полагаем, что поиски Пудовкина направлены на эпизодизацию сюжета, при которой возрастает и значимость отдельного персонажа. Работая над «символическим прологом» сценария, Пудовкин ищет новые способы раскрытия человека на экране, предполагающие синтетический принцип показа. Персонаж становится не производным сюжетной конструкции, а формой присутствия реальности, воссоздаваемой через разные эмоциональные раздражители: визуальный, цветовой, голосовой, музыкальный. Мы рассматриваем его работу в связи с идеями о синтетическом произведении искусства, которые становятся актуальными в 1930-е годы, как возможную альтернативу аналитическим экспериментам авангарда и доктрине соцреализма.


Об авторе

С. А. Огудов
Госфильмофонд РФ
Россия

Сергей А. Огудовкандидат филологических наук

142050, Московская обл., г. Домодедово, мкр. Белые Столбы, проспект Госфильмофонда

 



Список литературы

1. Гуревич С.Д. Советские писатели в кинематографе (20–30-е гг.). Л.: ЛГИТМиК, 1975. 146 с.

2. Эйзенштейн С.М. О форме сценария // Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: В 6 т. Т. 2. М.: Искусство, 1964. С. 297–299.

3. Пудовкин В.И. Творчество литератора в кино. О кинематографическом сценарии Ржешевского // Пудовкин В.И. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 1. М.: Искусство, 1974. С. 79–84.

4. Ржешевский А.Г. Очень хорошо живется // Ржешевский А.Г. Жизнь. Кино. М.: Искусство, 1982. С. 97–148.

5. Шкловский В.Б. Как писать сценарии. М.; Л.: ГИХЛ, 1931. 83 с.

6. Гращенкова И.Н. Александр Ржешевский. Жизнь. Кино. Театр // Киноведческие записки. 1997. № 35. С. 228–295.

7. Иезуитов Н.М. Пудовкин. Пути творчества. М.: Искусство, 1937. 208 с.

8. Лебедев Н.А. Очерк истории кино СССР. М.: Искусство, 1965. 584 с.

9. Белова Л.И. Сквозь время: Очерки истории советской кинодраматургии. М.: Искусство, 1978. 343 с.

10. Демин В.П. «Эмоциональный сценарий» // Киноведческие записки. 2008. № 86. С. 266–296.

11. Блейман М.Ю. Сказка // Блейман М.Ю. О кино – свидетельские показания. М.: Искусство, 1973. С. 367–383.

12. Соколов В.С. Время в кадре кинотеории // Киноведческие записки. 1993. № 19. С. 100–128.

13. Гращенкова И.Н. Киноантропология XX/20. М.: Человек, 2014. 896 с.

14. Марголит Е.Я. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920– 1960-х годов. СПб.: Мастерская «Сеанс», 2012. 560 с.

15. Аронсон О.В. Время и звук // Киноведческие записки. 1993. № 19. С. 83–86.

16. Чирков А.Г. Очерки драматургии фильма. М.: Госкиноиздат, 1939. 103 с.

17. Иоффе И.И. Синтетическое изучение искусства и звуковое кино // Иоффе И.И. Избранное. Часть 2. Культура и стиль. М.: РАО Говорящая книга, 2010. C. 307–656.

18. Юков К.Ю. Картина кризиса роста // Пролетарское кино. 1931. № 2–3. С. 79–84.

19. Пудовкин В.И. Наша картина // Пудовкин В.И. Собрание сочинений: В 3 т. Т 2. М.: Искусство, 1975. С. 64–66.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Огудов С.А. «Очень хорошо живется»: эмоциональный сценарий А.Г. Ржешевского в режиссерском прочтении В.И. Пудовкина. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(5):113-128. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-113-128

For citation: Ogudov S.A. “Living very well”: Emotional scenario by A.G. Rzheshevskii as directed by V.I. Pudovkin. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(5):113-128. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-113-128

Просмотров: 28

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)