«Очень хорошо живется»: эмоциональный сценарий А.Г. Ржешевского в режиссерском прочтении В.И. Пудовкина
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-113-128
Аннотация
Сложность постановки эмоционального сценария, появление которого совпадает с кризисом монтажного немого кино, побуждает режиссеров к творческим экспериментам. Фильм по сценарию А.Г. Ржешевского «Простой случай» вошел в историю кино как творческая неудача Пудовкина, а его замысел по разным причинам остался во многом нереализованным. Рефлексия по поводу принципов эмоционального сценария в период работы Пудовкина над этим фильмом исследуется в настоящей статье на основе текста сохранившегося режиссерского сценария. Мы полагаем, что поиски Пудовкина направлены на эпизодизацию сюжета, при которой возрастает и значимость отдельного персонажа. Работая над «символическим прологом» сценария, Пудовкин ищет новые способы раскрытия человека на экране, предполагающие синтетический принцип показа. Персонаж становится не производным сюжетной конструкции, а формой присутствия реальности, воссоздаваемой через разные эмоциональные раздражители: визуальный, цветовой, голосовой, музыкальный. Мы рассматриваем его работу в связи с идеями о синтетическом произведении искусства, которые становятся актуальными в 1930-е годы, как возможную альтернативу аналитическим экспериментам авангарда и доктрине соцреализма.
Об авторе
С. А. ОгудовРоссия
Сергей А. Огудов, кандидат филологических наук
142050, Московская обл., г. Домодедово, мкр. Белые Столбы, проспект Госфильмофонда
Список литературы
1. Гуревич С.Д. Советские писатели в кинематографе (20–30-е гг.). Л.: ЛГИТМиК, 1975. 146 с.
2. Эйзенштейн С.М. О форме сценария // Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: В 6 т. Т. 2. М.: Искусство, 1964. С. 297–299.
3. Пудовкин В.И. Творчество литератора в кино. О кинематографическом сценарии Ржешевского // Пудовкин В.И. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 1. М.: Искусство, 1974. С. 79–84.
4. Ржешевский А.Г. Очень хорошо живется // Ржешевский А.Г. Жизнь. Кино. М.: Искусство, 1982. С. 97–148.
5. Шкловский В.Б. Как писать сценарии. М.; Л.: ГИХЛ, 1931. 83 с.
6. Гращенкова И.Н. Александр Ржешевский. Жизнь. Кино. Театр // Киноведческие записки. 1997. № 35. С. 228–295.
7. Иезуитов Н.М. Пудовкин. Пути творчества. М.: Искусство, 1937. 208 с.
8. Лебедев Н.А. Очерк истории кино СССР. М.: Искусство, 1965. 584 с.
9. Белова Л.И. Сквозь время: Очерки истории советской кинодраматургии. М.: Искусство, 1978. 343 с.
10. Демин В.П. «Эмоциональный сценарий» // Киноведческие записки. 2008. № 86. С. 266–296.
11. Блейман М.Ю. Сказка // Блейман М.Ю. О кино – свидетельские показания. М.: Искусство, 1973. С. 367–383.
12. Соколов В.С. Время в кадре кинотеории // Киноведческие записки. 1993. № 19. С. 100–128.
13. Гращенкова И.Н. Киноантропология XX/20. М.: Человек, 2014. 896 с.
14. Марголит Е.Я. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920– 1960-х годов. СПб.: Мастерская «Сеанс», 2012. 560 с.
15. Аронсон О.В. Время и звук // Киноведческие записки. 1993. № 19. С. 83–86.
16. Чирков А.Г. Очерки драматургии фильма. М.: Госкиноиздат, 1939. 103 с.
17. Иоффе И.И. Синтетическое изучение искусства и звуковое кино // Иоффе И.И. Избранное. Часть 2. Культура и стиль. М.: РАО Говорящая книга, 2010. C. 307–656.
18. Юков К.Ю. Картина кризиса роста // Пролетарское кино. 1931. № 2–3. С. 79–84.
19. Пудовкин В.И. Наша картина // Пудовкин В.И. Собрание сочинений: В 3 т. Т 2. М.: Искусство, 1975. С. 64–66.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Огудов С.А. «Очень хорошо живется»: эмоциональный сценарий А.Г. Ржешевского в режиссерском прочтении В.И. Пудовкина. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(5):113-128. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-113-128
For citation: Ogudov S.A. “Living very well”: Emotional scenario by A.G. Rzheshevskii as directed by V.I. Pudovkin. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(5):113-128. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-113-128
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.