Недиегетический эстетический факт в пространстве фильма: христианско-персоналистский контекст


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-148-165

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматривается кинематографический прием, состоящий во включении в нарративную структуру фильма таких элементов, которые французский кинокритик Андре Базен в статье, посвященной картине Робера Брессона «Дневник сельского священника», назвал «необработанными эстетическими фактами». «Необработанные эстетические факты» в структуре фильма представляют собой различные, иные по отношению к данному фильму, кинематографические, литературные или изобразительные произведения искусства, внедренные в повествование фильма, но в то же время существующие в фильме как бы параллельно повествованию. Эти «необработанные эстетические факты» по-другому можно назвать «недиегетическими эстетическими фактами», так как, будучи не инкорпорированными в разворачивающуюся экранную историю, в фильме они, таким образом, существуют вне диегезиса, который определяется как «пространство и время повествовательного вымысла». Анализируя названный фильм Брессона и его интерпретацию Базеном, а также фильм Андрея Тарковского «Зеркало», автор статьи показывает, что основанием использования недиегетических эстетических фактов и причиной отличия такого использования от включения цитат и симулякров в структуру фильма в постмодернистском кинематографе является прямая связь данного кинематографического приема с христианским персонализмом, влиятельным модернистским философским течением середины ХХ в.


Об авторе

Б. В. Рейфман
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Борис В. Рейфман, кандидат культурологии

125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Базен А. «Дневник сельского священника» и стилистика Робера Брессона // Киноведческие записки. 1993. № 17. С. 80–93.

2. Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана: Сборник статей / Сост. К. Разлогов. М.: Радуга, 1984. 279 c.

3. Блауберг И.И. Анри Бергсон и философия длительности // Анри Бергсон. Собрание соч. в 4 томах. Т. I. М.: Московский клуб, 1992. С. 6–49.

4. Мамардашвили М. Психологическая топология пути. М. Пруст «В поисках утраченного времени». СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1997.

5. Михалкович В.И. Андрей Тарковский. М.: Знание, 1989.

6. Мунье Э. Персонализм // Французская философия и эстетика ХХ века. М.: Искусство, 1995. С. 105–214.

7. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Гуссерль Э. Собр. соч. М.: Гнозис, 1994. Т. 1.

8. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925) // Вопросы философии. 1995. № 11. С. 119–145.

9. Мамардашвили М.К. Введение в философию, или то же самое, но в связи с романом Пруста «В поисках утраченного времени» // Искусство кино. 1993. № 2. С. 93–98.

10. Мамардашвили М.К. Философия и личность. Выступление на Методологическом семинаре сектора философских проблем психологии Института психологии РАН 3 марта 1977 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychology.ru/library/00044.shtml (дата обращения 10 мая 2018).

11. Вдовина И.С. Персоналистская концепция «трагического гуманизма» // Философия. Религия. Культура. Критический анализ современной буржуазной литературы. М.: Наука, 1982. С. 134–157.

12. Клер Р. Ритм // Немое кино. 1911–1933. Из истории французской киномысли / Сост. М.Б. Ямпольский. М.: Искусство, 1988. С. 143–145.

13. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Фридрих Ницше. Стихотворения. Философская проза. СПб.: Художественная литература, 1993. С. 130–249.

14. Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2011.

15. Базен А. Что такое кино? М.: Искусство, 1972.

16. Тарковский А.А. Запечатленное время // Андрей Тарковский: начало… и пути (воспоминания, интервью, лекции, статьи). М.: ВГИК им. С.А. Герасимова, 1994. С. 45–67.

17. Тарковский А.А. Лекции по кинорежиссуре // Андрей Тарковский: начало… и пути... С. 83–155.

18. Тавризян Г.М. Габриэль Марсель: между христианским экзистенциализмом и «новым орфизмом» // Философия. Религия. Культура. Критический анализ современной буржуазной литературы. М.: Наука, 1982. С. 158–187.

19. Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. М.: МБА, 2010. 783 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рейфман Б.В. Недиегетический эстетический факт в пространстве фильма: христианско-персоналистский контекст. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(5):148-165. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-148-165

For citation: Reyfman B.V. Non-diegetic aesthetic fact in the space of film: Christian personalistic context. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(5):148-165. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-148-165

Просмотров: 293

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)