Концепции «платформенного общества» в современных социокультурных исследованиях


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-8-161-171

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматриваются современные исследовательские стратегии социально-культурного анализа информационно-коммуникационных процессов и технологий в условиях медиатизированного общества. Внимание ученых привлекают место и роль глобальных медийных цифровых платформ в политическом, экономическом и социальном управлении. В особенности исследовательский интерес направлен на изучение форм и способов воздействия медиаплатформ на социальные коммуникации, публичную и частную сферы жизни общества. Поиски ученых тесно связаны с проблемами обновления концепций, понятийного аппарата и проблемных полей в социокультурных исследованиях. Это способствует введению в научный оборот ключевого понятия «платформенное общество», стимулирует формирование одноименных концепций и междисциплинарного направления platform studies в социокультурных исследованиях. В теоретической разработке новейших концепций «платформенного общества» можно выделить несколько проблемных узлов. В их числе: содержание понятия «платформенное общество», идея «платформенного» управления медиаконтентом и социальным общением, роль цифровых платформ в формировании «новой социальности».


Об авторе

Г. И. Зверева
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Галина И. Зверева, доктор исторических наук, профессор

125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Gillespie T. The politics of “Platforms” // New Media and Society. 2010. Vol. 12 (3). P. 347–364.

2. Gillespie T. Custodians of the Internet. Platforms, content moderation, and the hidden decisions that shape social media. Yale University Press: New Haven, CT, 2018. 304 p.

3. Andersson Schwarz J., Larsson S. A Platform Society // Developing platform economies: a European policy landscape / Ed. by S. Larsson, J. Andersson Schwarz. Brussels; Stockholm: European Liberal Forum asbl., 2018. P. 114–140.

4. Van Dijck J., Poell Th., De Waal M. The Platform Society: public values in a Connective World. New York: oxford University Press, 2018. 240 p.

5. Plantin J.-Chr. Review essay: how platforms shape public values and public discourse // Media, Culture and Society. 2019. Vol. 41. Iss. 2. P. 252–257.

6. Plantin J.-Chr., Punathambekar A. Digital Media infrastructures: pipes, platforms, and politics // Media, Culture and Society. 2019. Vol. 41. Iss. 2. P. 163–174.

7. Gillespie T. Regulation of and by Platforms // The SAGE Handbook of Social Media / Ed. by J. Burgess, A. Marwick, Th. Poell. SAGE Publications Ltd, 2018. P. 254–278.

8. Gillespie T. Algorithm // Digital keywords: a vocabulary of information society and culture / Ed. by B. Peters. Princeton University Press, 2016. P. 18–30.

9. Striphas T. Algorithmic culture // European Journal of Cultural Studies. 2015. Vol. 18 (4–5). P. 395–412.

10. Gillespie T. #trendingistrending: when algorithms become culture / Algorithmic cultures: essays on meaning, performance and new technologies / Ed. by R. Seyfert, J. Roberge. L.: Routledge, 2016. P. 52–75.

11. Beer D. Power through the algorithm? Participatory web cultures and the technological unconscious // New Media and Society. 2009. Vol. 11 (6). P. 985–1002.

12. Bucher T. Want to be on the top? Algorithmic power and the threat of invisibility on facebook // New Media and Society. 2012. Vol. 14. Iss. 7. P. 1164–1180.

13. Bucher T. Networking, or What the social means in social media // Social Media and Society. 2015. April-June. P. 1–2.

14. Langlois G., Elmer G. The research politics of social media platforms // Culture Machine. 2013. Vol. 14. P. 1–17.

15. Hui Yu. On the existence of digital objects (electronic mediations). Univ of Minnesota Press, 2016. 332 p.

16. Digital objects, digital subjects: interdisciplinary perspectives on capitalism, labour and politics in the age of Big Data / Ed. by D. Chandler, Ch. Fuchs. L.: University of Westminster Press. 2019. 248 p.

17. Langlois G. Participatory culture and the new governance of communication: the paradox of participatory media // Television and New Media. 2013. Vol. 14. Iss. 2. Р. 91–105.

18. Van Dijk J. The culture of connectivity a critical history of social media. oxford: oxford University Press, 2013. 240 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Зверева Г.И. Концепции «платформенного общества» в современных социокультурных исследованиях. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(8):161-171. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-8-161-171

For citation: Zvereva G.I. The concepts of platform society in contemporary socio-cultural research. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(8):161-171. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-8-161-171

Просмотров: 33

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)