Христологический цикл в мозаиках Монреале: 1180-е гг.


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-10-64-76

Полный текст:


Аннотация

Христологический цикл расположен в соборе Монреале на стенах трансепта. Он состоит из 45 сюжетов, которые объединены по этапам земной жизни Спасителя в три группы, занимающие три самостоятельных компартимента трансепта (в каждом из них по 15 сцен). Цикл в Монреале – один из самых обширных в византийском и западном монументальном искусстве XI–XII вв. Иконография большей части его сцен базируется на традиционных схемах византийского искусства. В отдельных композициях присутствуют мотивы, связанные с западной традицией. Цикл также дополнен сценами, характерными для романской монументальной живописи и неизвестные византийской, как три сцены, связанные с явлением Христа апостолам на дороге в Эммаус. Художественное решение евангельских сцен в трансепте Монреале лежит в русле византийского искусства второй половины XII в. Однако в сценах цикла можно наблюдать более наглядное, чем это было принято в Византии, и более конкретное изображение эмоции в ликах и жестах персонажей. Эти качества мы связываем с влиянием романского искусства.


Об авторе

Л. М. Евсеева
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Россия

Лилия М. Евсеева, кандидат искусствоведения

107120, Россия, Москва, Андроньевская пл., д. 10



Список литературы

1. Евсеева 2019 – Евсеева Л.М. Иерусалим как Рим в мозаиках Монреале. 1180-е годы // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 1, ч. 1. С. 96–107.

2. Этингоф 1997 – Этингоф О.Е. Сопоставление сцен «Рождество Христово» и «Успение Богоматери» в росписях церквей Рождества Богородицы в Студенице и Благовещения в Градаце. Новый взгляд // ДРИ: Русь, Византия и Балканы. XIII век. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 59–76, 462–463.

3. Anglés, Subirά 1946 – Anglés H.J., Subirά J. Catalogo musical de la Biblioteca Nacional de Madrid. Manuscriptos. Barselona, 1946. V. I–II.

4. Axton 1974 – Axton R. European Drama of the Early Middle Ages. London, 1974.

5. Backes, Dölling 1970 – Backes M., Dölling R. L’arte in Europa (VI–XI secolo). Milano, 1970.

6. Collins 1972 – Collins F. The production of medieval church music-drama. Charlottes-ville,VA, 1972.

7. Davidson 1983 – Davidson C. Stage gesture in medieval drama // Atti IV colloquio della Société Internationale pour l’Etude du Théâtre Médiéval / M. Hhialo, E. Doglio, M. Magmone (ed.). Viterbo, 1983. P. 465–477.

8. Demus 1949 – Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. London, 1949.

9. Demus 1970 – Demus O. Byzatine Art and the West. London, 1970. 274 р.

10. Evseeva 2008 – Evseeva L.M. Liturgical drama as a Source of the Monreale Mosaics // Towards Rewriting? New Approaches to Byzantine Archology and Art. Studies on Byzantine and Post-Byzantine Art. Seria Byzantina. Warsaw, 2008. Vol. VIII. P. 67–84.

11. Janin, Serrano 1969 – Janin J., Serrano J. Manuscritos liturgicos de la Biblioteca Nacional. Madrid, 1969.

12. Kitzinger 1960 – Kitzinger E. I mosaici di Monreale. Palrtmo, 1960.

13. Kitzinger 1995 – Kitzenger E. I mosaici del periodo Normano in Sicilia. Fac IV: Il Duomo di Monreale. I mosaici delle Transetto. Palermo, 1995.

14. Krautheimer 1969 – Krautheimer R. The transept in the early Christian basilica // Krautheimer R. Studies in early Christian, Medieval and Rennaissance art. New York, 1969.

15. Male 1924 – Male E. L’art réligieux du XII sièclle en France. Paris, 1924.

16. Pirani 1960 – Pirani E. Miniatura romanica. Milano, 1966. 154 р.

17. Toubert 2001 – Toubert H. Un’arte orientate. Riforma Gregoriana e iconografia. Milano, 2001. 475 р.

18. Young 1933 – Young K. The Drama of the Medieval Church. Oxford, 1933. Vol. I–II.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Евсеева Л.М. Христологический цикл в мозаиках Монреале: 1180-е гг. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(10):64-76. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-10-64-76

For citation: Evseeva L.M. Christological сycle in Monreale сathedral Mosaics. 1180s RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(10):64-76. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-10-64-76

Просмотров: 19

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)