О некоторых приемах моделировки ликов в монументальных и портативных мозаиках раннепалеологовской эпохи
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-10-77-92
Аннотация
В богатый арсенал художественных приемов мастеров-мозаичистов раннепалеологовской эпохи входят разнообразные способы моделировки ликов. Наряду с тончайшей тональной разработкой (Деисус в церкви Св. Софии в Константинополе, ок. 1261 г.) встречается носящая архаизирующий характер плоскостная, почти монохромная трактовка лично́го (церковь Порта Панагия близ Трикалы, 1283–1289 гг.). Объемная «скульптурная» лепка с помощью «теневого каркаса» (Кахрие джами, 1316–1321 гг.) соседствует с динамичной, экспрессивной манерой изображения ликов (церковь св. Апостолов в Фессалонике, 1310–1314 гг.).
Заслуживает внимания тот факт, что одни и те же приемы трактовки лично́го могут использоваться как в крупных монументальных образах, так и в миниатюрных иконах. Выбор способа построения формы зависел, очевидно, не столько от масштаба памятника, сколько от художественных предпочтений или выучки мастера. Сопоставление этих приемов может быть использовано при уточнении атрибуции портативных мозаичных икон, исторические данные о месте и времени изготовления которых, как правило, отсутствуют или носят ненадежный характер.
Об авторе
М. И. ЯковлеваРоссия
Мария И. Яковлева
105120, Россия, Москва, Андроньевская площадь, 10
Список литературы
1. Яковлева 2017 – Яковлева М.И. К вопросу о роли Фессалоники в византийской художественной жизни рубежа XIII–XIV вв. // Труды исторического факультета МГУ (109). Серия II: Исторические исследования (69). Македония – Рим – Византия: искусство Северной Греции от античности до средних веков, материалы научной конференции. М., 2017. С. 200–224.
2. Bakirtzis, Kourkoutidou-Nikolaidou, Mavropoulou-Tsioumi 2012 – Bakirtzis Ch., KourkoutidouNikolaidou E., MavropoulouTsioumi Ch. Mosaics of Thessaloniki. 4 th –14 th century. Athens: Kapon Editions, 2012. 359 p.
3. Belting, Mango, Mouriki 1978 – Belting H., Mango C., Mouriki D. The Mosaics and Frescoes of St. Mary Pammakaristos (Fethiye Camii) at Istanbul. Washington: Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies, 1978. 118 p., 68 pl.
4. Brenk 2013 – Brenk B. I volti delle botteghe bizantine. Nuove osservazioni e conclusioni sulle tecniche dei mosaicisti nella Cappella Palatina di Palermo // Arte medievale. 2013. IV serie – anno III. P. 237–256.
5. Byzantium 2004 – Byzantium: Faith and Power (1261–1557). New York: The Metropolitan Museum of Art, 2004. 658 p.
6. Chatzidakis 1994 – Chatzidakis N. Greek Art: Byzantine Mosaics. Athens: Ekdotike Athenon S.A., 1994. 269 p.
7. Cormack 1981 – Cormack R. Interpreting the Mosaics of S. Sophia at Istanbul // Art History. 1981. Vol. 4. P. 131–149.
8. Cormack, Hawkins 1977 – Cormack R., Hawkins E. The Mosaics of St. Sophia at Istanbul: The Rooms above the Southwest Vestibule and Ramp // Dumbarton Oaks Papers. 1977. Vol. 31. P. 175–251.
9. Papadopoulou 2007 – Papadopoulou V. Byzantine Arta and its Monuments. Athens: Archaeological Receipts Fund, 2007.
10. Pappalardo, Ciardiello 2012 – Pappalardo U., Ciardiello R. Greek and Roman Mosaics. New York: Abbeville Press, 2012. 320 p.
11. Pjatnitckij 2015 – Pjatnitckij J.A. I micromosaici bizantini della collezione di Alexander Basilewsky nel Museo Statale dell’Ermitage a San Pietroburgo // Palazzo Madama. Studie notizie. Rivista annuale del Museo Civico d’Arte Antica di Torino. Anno IV, numero 3, 2014–2015. Milano: Silvana Editoriale, 2015. P. 48–56.
12. Splendori 1990 – Splendori di Bisanzio: Testimonianze e riflessi d´arte e cultura bizantina nelle chiese d´Italia. Exh. Cat. Ravenna, Museo Nazionale, July 27 – November 11, 1990. Milano: Fabbri, 1990. 332 p.
13. The Glory 1997 – The Glory of Byzantium. Art and Culture of the Middle Byzantine Era. A.D. 843–1261. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1997. 604 p.
14. Underwood 1966 – Underwood P.A. The Kariye Djami. Vol. I. Historical Introduction and Description of the Mosaics and Frescoes. New York, 1966. 321 pp. Vol. II. The Mosaics. Plates 1–334.
15. Vassilaki 2013 – Vassilaki M. The Absence of Glass. Talking about the Mosaics at Porta Panagia in Thessaly, Greece // New Light on Old Glass: Recent Research on Byzantine Mosaics and Glass. London: British Museum Press, 2013. P. 229–233.
16. Whittemore 1952 – Whittemore T. The Mosaics of Haghia Sophia at Istanbul. Fourth Preliminary Report. Work Done in 1934–1938. The Deesis Panel of the South Gallery. Oxford: University Press, 1952. 50 p.
17. Winfield 2005 – Winfield D. Byzantine Mosaic Work. Notes on History, Technique and Colour. Lefkosia: Moufflon Publications, 2005. 39 p.
18. Μπουρας 2005 – Μπουρας Χ. Η αρχιτεκτονική της Παναγίας του Μουχλίου στην Κωνσταντινούπολη // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρίας. Τόμος ΚΣΤ’ (2005). Αθήνα, 2005. Σ. 35–50.
19. Ορλάνδος 1963 – Ορλάνδος Α. Ή Παρηγορήτισσα της Άρτης. Αθήνα: Αρχαιολογική Εταιρεία Αθηνών, 1963. 183 ς., 30 πιν., XLII p.
20. Παπαζώτος 1994 – Παπαζώτος Θ. Σημαντική μαρτυρία γιά τήν ψηφιδωτή εικόνα τής Παναγίας Όδηγήτριας άπό τήν Ηράκλεια τής Θράκης // Θρακική Επετηρίδα 9 (1992–94). Σ. 163–171.
21. Σωτηρίου 1936 – Σωτηρίου Γ. Ψηϕιδωταὶ εἰϰόνες τῆς Κωνσταντινουπόλεως // Πρακτικά της Ακαδημίας Αθηνών. Τομ. 11 (1936). Σ. 76–81. Εικ. 6–8.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Яковлева М.И. О некоторых приемах моделировки ликов в монументальных и портативных мозаиках раннепалеологовской эпохи. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(10):77-92. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-10-77-92
For citation: Yakovleva M.I. On some methods of rendering faces in monumental and portable mosaics of the Early Palaeologan period. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(10):77-92. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-10-77-92
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.