Альбрехт Дюрер: от Ренессанса к барокко: Эволюция теоретических взглядов
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-10-129-138
Аннотация
Статья посвящена исследованию вопроса о том, как теоретическое наследие А. Дюрера осмыслялось авторами эпохи немецкого барокко XVII–XVIII вв. В статье обозреваются три характерные для этой эпохи источника: первое в XVII в. переиздание работ Дюрера; сочинение о творческом наследии мастера, написанное видным теоретиком немецкого барокко Йоахимом фон Зандрартом; упоминание о Дюрере в труде Иоганна Якоба Шюблера XVIII в., мастера зрелого немецкого барокко. Выявляются те аспекты творчества немецкого мастера Ренессанса, которые были актуальны в контексте теоретических поисков барокко, в частности вопросы передачи объема и освещения, столь важные как для живописи, так и для скульптуры своего времени. Выявление причин актуальности идей Дюрера в эпоху барокко подтверждает гипотезу о том, что в XVII– XVIII вв. теоретическое наследие этого мастера имело практическое значение, активно использовалось – как художниками в плане иконографии, так и теоретиками, отмечавшими важные для культуры барокко эффекты, которые могли быть достигнуты благодаря следованию наставлениям Дюрера. Прежде всего стоит отметить вопрос о правдоподобии изображенного, а также понимание относительности человеческой красоты, в зависимости от мнения большинства зрителей. Эти аспекты теории Дюрера и ее интерпретации оказали большое влияние, например, на скульптуру барокко, которая как самостоятельный объект довольно редко появляется в теоретических трудах барокко.
Об авторе
А. Ф. ЭсоноРоссия
Александр Ф. Эсоно, кандидат искусствоведения
191069, Россия, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 18
Список литературы
1. Дюрер 2000 – Дюрер А. Трактаты, дневники, письма. СПб: Азбука, 2000. 311 с.
2. Alonso Cano 2002 – Alonso Cano: Espiritualidad y modernidad artistic, catalogo de exposicion / J.L. Romero Torres (ed.). Granada: Hospital Real, 2002. 510 p.
3. Dürer 1604 – Dürer A. Opera Alberti Dureri. Das ist Alle Bucher des weitberuhmbten… Arnhem, 1604.
4. Luxta Crucem 2015 – “luxta Crucem”, Arte e iconografia de la Pasion de Cristo en la Granada Moderna (S. XVI-XVIII) / Medina L.G. (ed.). Granada: Imprenta Comercial, 2015. 423 p.
5. Sandrart 1675 – Sandrart J. L’Academia Todesca della Architettura, Scultura e pittura: Oder Teutsche Academie der Edlen Bau- Bild- und Mahlerey-Künste:... 3. Buch. Nurnberg, 1675.
6. Schübler 1719 – Schubler J.J. Perspectiva pes picturae. Das ist: kurze und leichte Verfassung der paracticabelsten regul, zur perspectivischen Zeichnungskunst… Nurnberg, 1719.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Эсоно А.Ф. Альбрехт Дюрер: от Ренессанса к барокко: Эволюция теоретических взглядов. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(10):129-138. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-10-129-138
For citation: Esono A.F. Albrecht Dürer: from Renaissance to Baroque. Evolution of theory. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(10):129-138. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-10-129-138
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.