Коммуникативная стратегия металирики раннего О. Мандельштама (на материале ≪Я не слыхал рассказов Оссиана...≫)


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-6-204-215

Полный текст:




Аннотация

В данной работе автор обращается к проблеме конфигурации различных жанровых стратегий лирики и ее функции в художественном целом металирического произведения. Для этой цели будут использованы понятие ≪металирики≫, разработанное австрийской исследовательницей Е. Мюллер-Цеттельманн, и концепция В.И. Тюпы о перформативной природе лирики. В связи с этим наше внимание привлекает к себе стихотворение О. Мандельштама ≪Я не слыхал рассказов Оссиана...≫ (1914) тем, что здесь творческая воля поэта осуществляется в различных перформативных стратегиях, в каждой лирическое ≪я≫ актуализирует себя разным образом. При этом гибрид жанрообразующих принципов дает возможность динамического преображения лирического ≪я≫ по ходу стихотворения. Не менее интересно, что сочетание идиллической и элегической стратегий в данном тексте ведет к нарастанию отделенности поэта от мировой культуры. В лирической стратегии волюнты, в свою очередь, просматривается стремление поэта к преодолению дихотомии ≪чужого≫ и ≪своего≫. При рассматривании последней строфы стихотворения особое внимание уделено образу ≪скальда≫, в котором освещается кристаллизация мировых поэтических традиций. В результате исследования автор статьи предлагает определение перформативной стратегии, свойственной мандельштамовской металирике, которая ориентирована на историю поэтики.


Об авторе

Дж. Ли
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Джонгхён Ли, аспирант, 125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6



Список литературы

1. Бройтман 2008 – Бройтман С.Н. О. Мандельштам. Я не слыхал рассказов Оссиана // Поэтика русской классической и неклассической лирики. М.: РГГУ, 2008. С. 298–310.

2. Гаспаров 1995 – Гаспаров М.Л. Поэт и культура. Три поэтики Осипа Мандельштама // Избранные статьи / Под ред. И. Прохоровой, С. Панова. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С. 327–370.

3. Гинзбург 1964 – Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Советский писатель, 1964. 384 с.

4. Гиршман 2007 – Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М.: Языки славянской культуры, 2007. 560 с.

5. Жирмунский 1928 – Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Вопросы теории литературы. Статьи 1916–1926. Л.: ACADEMIA, 1928. C. 278–321.

6. Левин, Сегал, Тименчик, Топоров, Цивьян 2006 – Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Сегал Д.М. Литература как охранная грамота. М.: Водолей Publishers, 2006. С. 181–212.

7. Остин 2006 – Остин Дж. Перформативные высказывания // Три способа пролить чернила. Философские работы / Пер. В. Кирющенко. СПб.: Алетейя; СПбГУ, 2006. С. 262–281.

8. Тодоров 1999 – Тодоров Цв. Введение в фантастическую литературу. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 144 с.

9. Топоров 2001 – Топоров В.Н. Из истории русской литературы. Том II: Русская литература второй половины XVIII века: Исследования, материалы, публикации. М.Н. Муравьев: Введение в творческое наследие. Книга 1. М.: Языки славянской культуры , 2001. 912 с.

10. Тюпа 2012 – Тюпа В.И. Генеалогия лирических жанров // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2012. № 4. С. 8–31.

11. Тюпа 2014 – Тюпа В.И. Перформативные основания лирики // XLII Международная филологическая конференция, Санкт-Петербург, 11–16 марта 2013 г.: Избранные труды / отв. ред. С.И. Богданов, Ю.В. Меньшикова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014. С. 306–312.

12. Тюпа 2015 – Тюпа В.И. Нераспознанный жанровый инвариант в лирической поэзии Мандельштама (1937) // Новый филологический вестник. 2015. № 1 (32). С. 75–81.

13. Тюпа 2016 – Тюпа В.И. Введение в сравнительную нарратологию. М.: Intrada, 2016. 145 с.

14. Brandmeyer 2011 – Brandmeyer R. Poetologische Lyrik // Handbuch Lyrik. Theorie, Analyse, Geschichte / D. Lamping (hrsg.). Stuttgart; Weimar: Verlag J.B. Metzler, 2011. S. 157–162.

15. Dupuy 1990 – Dupuy J.P. Tangled Hierarchies: Self-Reference in Philosophy, Anthropology and Critical Theory // Comparative Criticism: A Yearbook / M. Ansprach (transl.). 1990. Vol. 12. P. 105–123.

16. Müller-Zettelmann 2005 – Müller-Zettelmann E. “A Frenzied Oscillation”: Auto-Reflexivity in the Lyric // Theory into Poetry. New Approaches to the Lyric / E. Müller-Zettelmann and R. Margarete (eds.). Amsterdam; New York: Rodopi, 2005. P. 125–145.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ли Д. Коммуникативная стратегия металирики раннего О. Мандельштама (на материале ≪Я не слыхал рассказов Оссиана...≫). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(6(2)):204-215. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-6-204-215

For citation: Lee J. Communicative strategy of young O. Mandelstam’s metalyrical poetry (“I haven’t heard of the tales of Ossian”). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(6(2)):204-215. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-6-204-215

Просмотров: 345

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)