Коммуникативная стратегия металирики раннего О. Мандельштама (на материале ≪Я не слыхал рассказов Оссиана...≫)
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-6-204-215
Аннотация
В данной работе автор обращается к проблеме конфигурации различных жанровых стратегий лирики и ее функции в художественном целом металирического произведения. Для этой цели будут использованы понятие ≪металирики≫, разработанное австрийской исследовательницей Е. Мюллер-Цеттельманн, и концепция В.И. Тюпы о перформативной природе лирики. В связи с этим наше внимание привлекает к себе стихотворение О. Мандельштама ≪Я не слыхал рассказов Оссиана...≫ (1914) тем, что здесь творческая воля поэта осуществляется в различных перформативных стратегиях, в каждой лирическое ≪я≫ актуализирует себя разным образом. При этом гибрид жанрообразующих принципов дает возможность динамического преображения лирического ≪я≫ по ходу стихотворения. Не менее интересно, что сочетание идиллической и элегической стратегий в данном тексте ведет к нарастанию отделенности поэта от мировой культуры. В лирической стратегии волюнты, в свою очередь, просматривается стремление поэта к преодолению дихотомии ≪чужого≫ и ≪своего≫. При рассматривании последней строфы стихотворения особое внимание уделено образу ≪скальда≫, в котором освещается кристаллизация мировых поэтических традиций. В результате исследования автор статьи предлагает определение перформативной стратегии, свойственной мандельштамовской металирике, которая ориентирована на историю поэтики.
Об авторе
Дж. ЛиРоссия
Джонгхён Ли, аспирант, 125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6
Список литературы
1. Бройтман 2008 – Бройтман С.Н. О. Мандельштам. Я не слыхал рассказов Оссиана // Поэтика русской классической и неклассической лирики. М.: РГГУ, 2008. С. 298–310.
2. Гаспаров 1995 – Гаспаров М.Л. Поэт и культура. Три поэтики Осипа Мандельштама // Избранные статьи / Под ред. И. Прохоровой, С. Панова. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С. 327–370.
3. Гинзбург 1964 – Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Советский писатель, 1964. 384 с.
4. Гиршман 2007 – Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М.: Языки славянской культуры, 2007. 560 с.
5. Жирмунский 1928 – Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Вопросы теории литературы. Статьи 1916–1926. Л.: ACADEMIA, 1928. C. 278–321.
6. Левин, Сегал, Тименчик, Топоров, Цивьян 2006 – Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Сегал Д.М. Литература как охранная грамота. М.: Водолей Publishers, 2006. С. 181–212.
7. Остин 2006 – Остин Дж. Перформативные высказывания // Три способа пролить чернила. Философские работы / Пер. В. Кирющенко. СПб.: Алетейя; СПбГУ, 2006. С. 262–281.
8. Тодоров 1999 – Тодоров Цв. Введение в фантастическую литературу. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 144 с.
9. Топоров 2001 – Топоров В.Н. Из истории русской литературы. Том II: Русская литература второй половины XVIII века: Исследования, материалы, публикации. М.Н. Муравьев: Введение в творческое наследие. Книга 1. М.: Языки славянской культуры , 2001. 912 с.
10. Тюпа 2012 – Тюпа В.И. Генеалогия лирических жанров // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2012. № 4. С. 8–31.
11. Тюпа 2014 – Тюпа В.И. Перформативные основания лирики // XLII Международная филологическая конференция, Санкт-Петербург, 11–16 марта 2013 г.: Избранные труды / отв. ред. С.И. Богданов, Ю.В. Меньшикова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014. С. 306–312.
12. Тюпа 2015 – Тюпа В.И. Нераспознанный жанровый инвариант в лирической поэзии Мандельштама (1937) // Новый филологический вестник. 2015. № 1 (32). С. 75–81.
13. Тюпа 2016 – Тюпа В.И. Введение в сравнительную нарратологию. М.: Intrada, 2016. 145 с.
14. Brandmeyer 2011 – Brandmeyer R. Poetologische Lyrik // Handbuch Lyrik. Theorie, Analyse, Geschichte / D. Lamping (hrsg.). Stuttgart; Weimar: Verlag J.B. Metzler, 2011. S. 157–162.
15. Dupuy 1990 – Dupuy J.P. Tangled Hierarchies: Self-Reference in Philosophy, Anthropology and Critical Theory // Comparative Criticism: A Yearbook / M. Ansprach (transl.). 1990. Vol. 12. P. 105–123.
16. Müller-Zettelmann 2005 – Müller-Zettelmann E. “A Frenzied Oscillation”: Auto-Reflexivity in the Lyric // Theory into Poetry. New Approaches to the Lyric / E. Müller-Zettelmann and R. Margarete (eds.). Amsterdam; New York: Rodopi, 2005. P. 125–145.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Ли Д. Коммуникативная стратегия металирики раннего О. Мандельштама (на материале ≪Я не слыхал рассказов Оссиана...≫). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(6(2)):204-215. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-6-204-215
For citation: Lee J. Communicative strategy of young O. Mandelstam’s metalyrical poetry (“I haven’t heard of the tales of Ossian”). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(6(2)):204-215. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-6-204-215
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.