«Необычный святой» в исторической памяти сообщества: случай Бориса Талантова


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-8-229-240

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена фигуре Б.В. Талантова, тематике «необычных святых» и источникам российских религиозных кругов XX в. в их связи с феноменом исторической памяти. Невостребованные тексты, отложившиеся в ходе канонизации святых, могут рассматриваться в качестве источников по проблеме конструирования исторической памяти. Данная тематика особенно актуальна в контексте изучения современных «войн памяти».

Материалы канонизаций святых, во многом остающиеся на периферии исследовательского интереса религиоведов, могут быть признаны ценным историческим источником. Канонизация святых в соперничавших церквях русской традиции в последней трети XX в. проецировала различные и даже конфликтующие образы исторической памяти. Парадоксальная ситуация, сложившаяся после 2007 г., когда РПЦ и РПЦЗ объединились в единую структуру: списки святых разных церквей теперь должны быть согласованы. Серьезной помехой этому стала канонизация в 1981 г. в РПЦЗ в составе Собора новомучеников Бориса Талантова, церковного правозащитника, близкого к диссидентским кругам, умершего в тюрьме в 1971 г.

На протяжении 60-х и 70-х гг. Б.В. Талантов вел борьбу против закрытия церквей Вятской епархии, за свободу вероисповедания и достоинство верующих в СССР. Талантов был осужден, его жизнь оборвалась в тюрьме; сегодня конфликт исторической памяти не позволяет произвести рецепцию почитания Талантова в культурном пространстве РПЦ-МП. Руководство РПЦ-МП не готово признать его святым и образцом для верующих. Признание или непризнание Талантова святым связано с глубинным конфликтом исторической памяти в обществе. 


Об авторе

И. В. Семененко-Басин
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Илья В. Семененко-Басин, доктор исторических наук

125993,  Москва, Миусская пл., д. 6 



Список литературы

1. Левин 2004 – Левин И. От тела к культу // Левин И. Двоеверие и народная религия в истории России: Пер. с англ. М.: Индрик, 2004. С. 162–187.

2. Малинова 2018 – Малинова О.Ю. Политика памяти как область символической политики // Методологические вопросы изучения политики памяти / Отв. ред. А.И. Миллер, Д.В. Ефременко. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. С. 27–53.

3. Марченко 2007 – Марченко А.Н. «Хрущевская церковная реформа»: Очерки церковно-государственных отношений (1958–1964 гг.): по материалам архивов Уральского региона. Пермь: Ред.-изд. отдел Пермского гос. ун-та, 2007. 198 с.

4. Останин 2004 – Останин Е.С. Дело Б.В. Талантова // Проблемы истории российских спецслужб / Отв. ред. В.А. Бердинских. Киров: Астарта, 2004. С. 123–130.

5. Останин 2005 – Останин Е.С. Нет пророка в своем отечестве: Б.В. Талантов как политический мыслитель // Личность и время: Регион. науч. конф., посвященная 180-летию со дня рождения П.В. Алабина: Материалы / Сост. О.И. Ситникова. Киров: Лобань, 2005. С. 23–26.

6. Останин 2007а – Останин Е.С. Спасенный храм: эпизод истории сопротивления хрущевскому антирелигиозному погрому на Вятской земле // Герценка: Вятские записки. Киров: Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена, 2007. Вып. 11. С. 109–121.

7. Останин 2007b – Останин Е.С. Проект церковной реформы Бориса Талантова (1965 г.) // Православие на Вятской земле (К 350-летию Вятской епархии): Межрегион. науч. конф., 5 декабря 2007 г.: Материалы / Редкол.: А. Балыбердин и др. Вятка: Буквица, 2007. С. 223–231.

8. Останин 2018а – Останин Е.С. Братство вятских христиан в начале 1960-х гг. // Государство, общество, церковь в истории России ХХ–XXI веков: XVII Междунар. науч. конф. Иваново, 28–29 марта 2018 г.: Материалы / Редкол.: А.А. Корников и др. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2018. С. 142–147.

9. Останин 2018b – Останин Е.С. Взорванный храм: борьба верующих против уничтожения Феодоровской церкви г. Кирова в 1962–1963 гг. // Документ. Архив. История. Современность: Сб. науч. тр. / Гл. ред. Л.Н. Мазур. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. Вып. 18. С. 267–275.

10. Панченко 2012 – Панченко А.А. Иван и Яков – необычные святые из болотистой местности: «Крестьянская агиология» и религиозные практики в России Нового времени. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 448 с.

11. Семененко-Басин 2008 – Семененко-Басин И.В. «Национальный агиографический проект» в России начала XX века // Вестник РГГУ. 2008. № 10: Сер. «Культурология. Искусствоведение. Музеология». С. 146–153.

12. Семененко-Басин 2017 – Семененко-Басин И.В. Святость в русской православной культуре XX века: история персонификации. 2-е изд., испр. М.: РГГУ, 2017. 296 с.

13. Филатов 2016 – Филатов С. Кто наследники Бориса Талантова? // Keston Institute [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20160304075646/ http://www.keston.org.uk/_russianreview/edition0304/02Talantov.html (дата обращения 30 августа 2019).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Семененко-Басин И.В. «Необычный святой» в исторической памяти сообщества: случай Бориса Талантова. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(8(2)):229-240. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-8-229-240

For citation: Semenenko-Basin I.V. “Strange saint” in the historical memory of the community: the case of Boris Talantov. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(8(2)):229-240. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-8-229-240

Просмотров: 96

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)