Трансформации базилики Санта Кристина в Больсене: от почитаемой гробницы до места евхаристического чуда


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-5-87-95

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена эволюции комплекса культовых зданий, сформировавшегося в Больсене (Лаций) первоначально вокруг могилы раннехристианской мученицы Кристины, а со второй половины XIII в. – вокруг места евхаристического чуда 1263 г., и связанной с ней эволюцией форм почитания сакральных локусов и связанных с ними реликвий. Начиная с середины III в. в Новых Вольсиниях местом притяжения паломников становится нижний катакомбный комплекс, где находится почитаемая гробница. Центр застройки постепенно смещается вниз, к югу, и уже к VII в. первая христианская церковь Новых Вольсиний в здании форумской базилики оказывается заброшена в пользу нынешней так называемой «Малой церкви», высеченной в скале вокруг гробницы Кристины. Базилика св. Кристины упоминается как одна из 79 остановок на пути в Рим по Виа Францигена в «итинерарии» епископа Кентерберийского Сигерика в 990 г. В 1077 г. в связи с большим притоком паломников отстраивается так называемая «Большая церковь», а к началу XII в. оформляется переход от Малой к Большой церкви в виде крытого коридора. Однако предполагаемая кража мощей Кристины франками-паломниками на пути в святую землю в 1099 г. оставляет Больсену без чтимой реликвии. Ситуация меняется в конце лета 1263 г., когда в Больсене происходит евхаристическое чудо с кровоточащей гостией и запятнанным корпоралом. Однако совершившийся за полтора столетия до этого переход Больсены в ведение епископа Орвьето предопределяет и судьбу этой реликвии – она немедля перенесена в столицу диоцеза. Дальнейшая судьба комплекса базилики св. Кристины в конце XV – XVIII в. Заключается в постепенном возвращении базилике утраченного статуса несколькими способами: топографическим разделением почитания двух святых локусов (гробницы святой и алтаря Чуда) и их новым обустройством, предложением паломникам «альтернативных» корпоралу святынь-свидетелей Чуда (эволюция экспонирования мраморных плит, обагренных кровью из гостии) и, наконец, получением в 1815 г. разрешения на ношение одной из плит в процессии Corpus Domini по образцу аналогичного ношения корпорала в Орвьето.


Для цитирования: Пожидаева А.В. Трансформации базилики Санта Кристина в Больсене: от почитаемой гробницы до места евхаристического чуда. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(5):87-95. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-5-87-95

For citation: Pozhidaeva A.V. Transformations of the Santa Christina basilica in Bolsena. From the worshipped tomb to the plaсe of Eucharistic miracle. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(5):87-95. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-5-87-95

Просмотров: 219

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)