Пляски плодородия: церковь Пресвятой Девы рыболовной сети, Танцующего св. Пасхалия и св. Клары Ассизской на Филиппинах и ее языческое наследие


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-5-112-139

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена одному из древнейших сакральных локусов на Филиппинах, расположенному в городе Обандо неподалеку от столицы. В доколониальные времена здесь был центр почитания тагальских божеств плодородия, яркой чертой культа которых был групповой танец с пением. Сейчас это католическая церковь, которая ежегодно в мае становится общенациональным центром паломничества для бездетных пар. Филиппины – единственная католическая страна Азии. Быстрая христианизация архипелага в самом начале испанского колониального периода (XVI–XIX вв.) уничтожила многие религиозные практики и целые жанры ритуального фольклора. Однако филиппинский католицизм унаследовал лексику, обозначавшую разные аспекты традиционных верований; центры почитания местных богов и духов остались сакральными локусами, но уже в виде христианских центров; доиспанские ритуалы были частично инкорпорированы в богослужения и нередко лежат в основе современных католических вернакулярных практик. Эта преемственность изучена недостаточно. В статье рассматриваются два вопроса: о связи между современными вернакулярными и древними магическими практиками и о том, почему эта связь ранее не изучалась (в связи с двойным разрывом традиции: при завоевании Испанией и США). Как показывает автор, на всем протяжении существования локуса как католического центра языческое начало влияло на выбор, трактовку образов святых покровителей и на средства обращения к ним. Несмотря на запреты, вернакулярные практики, восходящие к языческим представлениям, неизменно возвращались и в настоящее время узаконены. В работе использованы полевые материалы автора.


Об авторе

М. В. Станюкович
Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН
Россия

Мария В. Станюкович, кандидат исторических наук

194223, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3



Список литературы

1. Бородатова 1998 – Бородатова А.А. Игры богов и людей: этносемиотический анализ иконографии древних майя. М.: Памятники исторической мысли, 1998. 956 с.

2. Кнорозов 1975 – Кнорозов Ю.В. Иероглифические рукописи майя // АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Л.: Наука. Ленинградское отдние, 1975. 272 с.

3. Подберезский 1988 – Подберезский И.В. Католическая церковь на Филиппинах // АН СССР, Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1988. 288 с.

4. Станюкович 1983 – Станюкович М.В. Социализация детей и подростков у ифугао (Филиппины) // Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии / Отв. ред. И.С. Кон. М.: Наука, 1983. С. 205–231.

5. Станюкович 1997 – Станюкович М.В. Охота за головами у ифугао: практика и ритуал (по материалам начала XX в.) // Этнография, история, культура стран Южных морей: Маклаевские чтения, 1995–1997 гг. / Отв. ред. Е.В. Ревуненкова, Н.А. Бутинов. СПб.: МАЭ РАН, 1997. С. 141–150.

6. Станюкович 2002 – Станюкович М.В. Филиппины и Куба: две модели испанской колонизации // Радловские чтения – 2002 (1 января – 31 декабря 2002 г.):

7. Сборник трудов конференции. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2002. С. 111–116.

8. Фролова 2019 – Фролова Е.Г. Языковые изменения на Филиппинах в контексте языковой ситуации. М.: Ключ-С, 2019. 272 с.

9. Alburo 1977 – Alburo E.K. Cebuano Folktales 2. Cebu City: San Carlos Publications, 1977. 43 p.

10. Alvarez Bartolome, Conde Suarez 2006 – Alvarez Bartolome S., Conde Suarez R. Dance de Torrehermosa (Zaragoza) // La revista de Folklore. 2006. No. 306. P. 200–212.

11. Barcelona, Estepa 2004 – Barcelona M.A., Estepa C. Ynang Maria: a celebration of the blessed virgin Mary in the Philippines. Manila: Anvil Publishing. 2004. 152 p.

12. Battad 2008 – Battad T.T. Halina’t magsayaw sa Obando // Various Religious Beliefs and Practices in the Philippines. 2008. Vol. 1. P. 77–85.

13. Bernad 1972 – Bernad M.A. Christianization of the Philippines: Problems and Perspectives, Manila: Filipiniana Book Guild, 1972. 396 p.

14. Bernad 1983 – Bernad M.A. Tradition and Discontinuity. Manila: National Book Store, 1983. 275 p.

15. Bulatao 1966 – Bulatao J.C. Split-level Christianity. Quezon City: Ateneo de Milana University Press, 1966.

16. Dacanay 2004 – Dacanay A.I. The 2004 Turumba Festival: Dancing for the Dolorosa // Philippine Graphic. 2004. Vol. 15. No. 7. P. 52–55.

17. Deguma et al 2019 – Deguma J.J., Case M.S., Tandag J.N. Popular Religiosity: Experiencing Quiapo and Turumba [Электронный ресурс]. American Research Journal of Humanities & Social Science (ARJHSS). 2019. Vol. 2. Issue 6. P. 1–11. URL: https://www.academia.edu/40900935/Popular_Religiosity_Experiencing_Quiapo_and_Turumba?swp=rr-rw-wc-1382837 (дата обращения 30.01.2020).

18. Francisco 1973 – Francisco J.R. Sanskrit Loanwords in the Philippine Languages // Readings in Philippine Linguistics / Ed. by T. Gonzales, F. Llamson. Manila: Linguistic Society of the Philippines, 1973. Part 3. P. 678–736.

19. Jocano 1967/2019 – Jocano F.L. Filipino Catholicism: A Case Study in Religious change (1967) // Asian Studies: Journal of Critical Perspectives on Asia. 2019. Vol. 55. No. 1–2. P. 69–101.

20. Luengo 2014 – Luengo Gutiérrez P. Mestizaje y globalización en la arquitectura en Filipinas. Obando y Los Baños, dos casos de iglesias franciscanas de la segunda mitad del siglo XVIII // Anuario de Estudios Americanos. 2014. Vol. 71. No. 1. P. 227–252.

21. Mojares 1997 – Mojares R.B. House of memory. Essays. Pasig City: Anvil Publishing, 1997. 226 p.

22. Panganiban 2019 – Panganiban K.I. The Four Coronados of the Diocese of Malolos: Bulakeño Popular Marian Piety in View of Priestly Spirituality // The Official Journal of the Graduate School of Theology of the Immaculate Conception Major Seminary. 2019. Vol. 18. Issue 1. P. 27–48.

23. Phelan 1959 – Phelan J.L. The Hispanization of the Philippines. Spanish aims and Filipino responses 1565–1700. Madison: University of Wisconsin. 1959. 218 p.

24. Roces 1980 – Roces A.R. Obando Orational Dance // Roces A.R. Fiesta. Philippines, Vera-Reyes, Inc., 1980, P. 75–87.

25. Scott 1994 – Scott W.H. Barangay. Sixteenth-Century Philippine Culture and Society. Quezon City: Ateneo de Manila University Press, 1994. 306 p.

26. Wendt 1998 – Wendt R. Philippine Fiesta and Colonial Culture // Philippine Studies. 1998. Vol. 46. No. 1. P. 3–23.

27. Zialcita 1980 – Zialcita F. Philippine Ancestral Houses (1810–1930). Quezon City: GCF Books, 1980. 263 p.

28. Zialcita 2005 – Zialcita F. Authentic Though not Exotic: Essays on Filipino Identity. Quezon City: Ateneo de Manila University Press, 2005. 340 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Станюкович М.В. Пляски плодородия: церковь Пресвятой Девы рыболовной сети, Танцующего св. Пасхалия и св. Клары Ассизской на Филиппинах и ее языческое наследие. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(5):112-139. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-5-112-139

For citation: Stanyukovich M.V. Fertility dance: the church of Our Lady of a Fishnet, of Dancing St. Pascual and of St. Clara of Assisi (the Philippines) and its ancient pagan heritage. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(5):112-139. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-5-112-139

Просмотров: 288

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)