Почитание могил хасидских цадиков в XXI в.: паломнические практики


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-5-140-161

Полный текст:




Аннотация

Отношение к кладбищам в еврейской традиции амбивалентно: оно является одновременно и сакральным объектом – на идише оно называется «святое место», хейлике орт, – и местом нечистоты, которое связано с нечистотой мертвого тела и может осквернять людей. В статье рассматриваются практики, связанные с паломничеством к могилам хасидских цадиков, распространенные в настоящее время в России, Украине, Израиле и США. В большинстве случаев мы имеем дело с различными вариациями почитания праведников в хасидизме, причем многие индивидуальные практики на могилах цадиков перекликаются с историческими и мемуарными свидетельствами о поклонении этим же людям при их жизни. На могилах оставляют записки с просьбами о помощи, иногда кладут на них монеты и различные предметы, которые требуют благословения. Приходя к месту погребения, соблюдают правила поведения, установленные самими цадиками: не поворачиваются спиной к могиле, снимают кожаную обувь, читают определенные псалмы и молитвы. Отдельно в статье рассматриваются паломнические практики, связанные с субститутами могил праведников: с местами бывших захоронений, перенесенных в другую страну или к могиле жены праведника, которая находится в Иерусалиме.


Об авторе

М. М. Каспина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Мария М. Каспина, кандидат филологических наук

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Амосова, Каспина 2009 – Амосова С.Н., Каспина М.М. Парадокс межэтнических контактов: практика обращения неевреев в синагогу (по полевым материалам) [Электронный ресурс]. Антропологический форум. 2009. № 11. С. 1–24. URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/011online/ 11_online_04_kaspina-amosova.pdf (дата обращения 28.02.2020).

2. Антонов 2018 – Антонов Д.И. Два «тела» иконы: общение с сакральным образом как апроприация силы // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 7. С. 9–34.

3. Бессонов 2012 – Бессонов И.А. Записки Богу и святым в русской и еврейской традиции // «Старое» и «новое» в славянской и еврейской культурной традиции / Под ред. О.В. Беловой. М.: Сэфер, 2012. С. 165–178.

4. Белова 2005 – Белова О.В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М.: Индрик, 2005. 287 с.

5. Гринберг 1990 – Гринберг М.Л. Реставрация еврейских святынь на Украине в 1988 году // Возрождение. Иерусалим: Шамир, 1990. С. 154–170.

6. Дымшиц 2008 – Дымшиц В.А. Еврейское кладбище: место, куда не ходят // Штетл: XXI век: полевые исследования. СПб.: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 2008. С. 135–158.

7. Каспина 2012 – Каспина М.М. Почитание Штефанештского ребе: прошлое и настоящее // «Старое» и «новое» в славянской и еврейской культурной традиции / Под ред. О.В. Беловой. М.: Сэфер, 2012. С. 120–135.

8. Киреева 2007 – Киреева Н.М. Обращение к «чужому» праведнику в магических целях (на материале паломничества нееврейского населения к могилам праведников на Буковине) // Народная медицина и магия в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. ст. / Под ред. О.В. Беловой. М., 2007. С. 137–144.

9. Кормина 2019 – Кормина Ж.В. Паломники: этнографические очерки православного номадизма. М.: Высшая школа экономики, 2019. 349 с.

10. Лурье 2009 – Лурье В.М. Введение в критическую агиографию. СПб.: Axiöma, 2009. 238 с.

11. Мороз 2017 – Мороз А.Б. Народная агиография: устные и книжные основы фольклорного культа святых. М.: Форум: Неолит, 2017. 443 с.

12. Панченко 1998 – Панченко А.А. Исследования в области народного православия: Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб.: Алетейя, 1998. 305 с.

13. Assaf 2009 – Assaf D. A Heretic Who has no Faith in the Great Ones of the Age’: The Clash Over the Honor of Or Ha-Hayyim // Modern Judaism. 2009. Vol. 29. No. 2. P. 194–225.

14. Biale, Assaf etc. 2017 – Biale D., Assaf D., Brown B., Gellman U., Heilman S., Rosman M., Sagiv G. and Wodziński M. Hasidism: A New History. Princeton: Princeton University Press, 2017. 896 p.

15. Collins-Kreiner 2009 – Collins-Kreiner N. The Geography of Pilgrimage and Tourism: Transformations and Implications for Applied Geography [Электронный ресурс] // Applied Geography. 2009. URL: https://doi.org/10.1016/j.apgeog.2009.02.001 (дата обращения: 28.02.2020).

16. Delehaye 1962 – Delehaye H. The legends of the saints. New York: Fordham University Press, 1962. 252 p.

17. Marchenko 2014 – Marchenko А. Hasidic Pilgrimage as a Cultural Performance: The Case of Contemporary Ukraine // Judaica Ukrainica. 2014. Vol. 3. P. 60–80.

18. Mitsuharu 2003 – Mitsuharu A. Hasidic Pilgrimage to Uman, Past and Present: The Ambiguous Centrality of a Jewish Sacred Place in Ukraine // Jews and Slavs. 2003. Vol. 11. P. 121–151.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Каспина М.М. Почитание могил хасидских цадиков в XXI в.: паломнические практики. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(5):140-161. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-5-140-161

For citation: Kaspina M.M. Venerating the graves of Hasidic tzaddiks in the 21st century. Pilgrimage Practices. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(5):140-161. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-5-140-161

Просмотров: 250

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)