Рассказчик-комментатор в криминальной литературе


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-2-25-34

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается специфика такого субъекта речи, как рассказчик-комментатор в жанрах криминальной литературы: в классическом детективе и «крутом детективе».
Рассказчик в данных жанрах – «свидетель и судия» (Бахтин). В «крутом детективе» это проявляется не только в комментариях героя, но и в его поступках. Чтобы уточнить термин «рассказчик-комментатор», проводится сопоставление классического детектива и «крутого детектива» с теми жанрами криминальной литературы, где рассказчик свойствами комментатора не обладает: «детективным ребусом» и полицейским романом. Под этим термином я понимаю рассказчика – активного участника расследования, который почти любое сообщение читателю сопровождает личной оценкой и подчеркнуто отграничивает себя от других персонажей. Сопоставление жанров классического детектива и «крутого детектива» между собой выявляет специфику их субъектной структуры. Великий сыщик никогда не бывает субъектом рассказывания, в отличие от крутого сыщика, который совмещает функции рассказчика-комментатора и сыщика. Также эти жанры принципиально различаются в таких аспектах как композиционные формы речи и способ эстетического завершения. Крутому детективу присущи совершенно не характерные для классического детектива разноречие и разноязычие, а следовательно, разнооценочность.


Об авторе

Н. Н. Кириленко

Россия

Наталья Н. Кириленко, кандидат филологических наук, независимый исследователь

Москва



Список литературы

1. Анцыферова 1994 – Анцыферова О.Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX–XX веков. Проблема жанра. Иваново: ИвГУ, 1994. С. 21–36.

2. Балахонов 1990 – Балахонов В.Е. От Лекока до Люпена // Габорио Э. Дело вдовы Леруж; Леру Г. Духи Дамы в черном; Леблан М. Арсен Люпен – джентльменграбитель. М.: Прогресс, 1990. С. 3–22.

3. Бахтин 1979 – Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

4. Кириленко 2016 – Кириленко Н.Н. Жанровый инвариант и генезис классического детектива: Дис. ... канд. филол. наук М., 2016.

5. Корман 1972 – Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972. 110 с.

6. Корниенко 2011 – Корниенко А.А. Типология рассказчика и проблемы перевода // Вестник Московского университета. Сер. 22. Теория перевода. 2011. № 4. С. 70–77.

7. Тюпа 2009 – Тюпа В.И. Анализ художественного текста: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2009. 336 c.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кириленко Н.Н. Рассказчик-комментатор в криминальной литературе. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(2):25-34. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-2-25-34

For citation: Kirilenko N.N. The narrator-commentator in crime fiction. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(2):25-34. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-2-25-34

Просмотров: 16

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)