Человек наблюдающий (видения, знамения, пророчества в Древней Руси)


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-10-15-31

Полный текст:




Аннотация

Пророчества, видения и знамения были широко представлены в памятниках восточнославянской письменности с первых шагов ее развития до XVII в. включительно. Автор статьи приходит к выводу, что предсказания в древнерусской литературе далеко не всегда сопровождались видениями и знамениями. Иногда пророчества имели вполне будничный характер и были тесно связаны с описанием повседневной жизни. В работе рассматриваются два типа наблюдателя. Один - беспристрастно изображает все увиденное, не сопровождая свой рассказ оценками и характеристиками. Другой – активно соучаствует в событиях, делает предсказания важным элементом своей картины мира, стремится не только фиксировать происходящее, но и способствовать исполнению предсказаний.


Об авторе

А. В. Каравашкин
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Андрей В. Каравашкин, доктор филологических наук, профессор

125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Демин 2010 – Демин А.С. Предсказания в древнерусской литературе // Лингвистическая герменевтика. М.: МПГУ, 2010. Вып. 2. С. 23–37.

2. Демкова 2008 – Демкова Н.С. О жанровой ориентации автобиографических житий протопопа Аввакума и инока Епифания // Поэтика русской литературы в историко-культурном контексте. Новосибирск: Наука, 2008. С. 67–80.

3. Демченков 2018 – Демченков С.А. Последний из великих пророков (библейская профетическая традиция в «Житии» протопопа Аввакума). М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 256 с.

4. Каравашкин 2019 – Каравашкин А.В. Непосредственный опыт в текстах Древней Руси: игумен Даниил, инок Фома, протопоп Аввакум // Россия XXI. 2019. № 5. С. 142–153.

5. Назаревский 1961 – Назаревский А.А. О литературной стороне грамот и других документов Московской Руси начала XVII века. Киев.: Изд-во Киевского унта, 1961. 80 с.

6. Плюханова 1992 – Плюханова М.Б. Житие Епифания в свете проблем жанра и традиции // Gattungen und Genologie der slavisch-orthodoxen Literaturen des Mittelalters: (Dritte Berliner Fachtagung 1988). Wiesbaden, 1992. S. 117–137.

7. Прокофьев 1975 – Прокофьев Н.И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI–XVI вв. // Литература Древней Руси. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. Вып. 1. С. 5–37.

8. Ранчин 2007 – Ранчин А.М. Вертоград златословный: Древнерусская книжность в интерпретациях, разборах и комментариях. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 576 с.

9. Робинсон 1958 – Робинсон А.Н. Житие Епифания как памятник дидактической автобиографии // Труды отдела древнерусской литературы. М.; Л.: АН СССР, 1958. Т. 15. С. 203–224.

10. Туфанова 2019 – Туфанова О.А. Древнерусская литература о Смутном времени как художественный феномен. М.: ИМЛИ РАН, 2019. 576 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Каравашкин А.В. Человек наблюдающий (видения, знамения, пророчества в Древней Руси). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(10):15-31. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-10-15-31

For citation: Karavashkin A.V. Human observing (visions, signs, prophecies in Ancient Russia). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(10):15-31. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-10-15-31

Просмотров: 236

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)