Кураторское образование как социокультурная практика: две концептуальные рамки


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-8-24-34

Полный текст:


Аннотация

В статье ставится вопрос о переозначивании кураторства в поле художественных процессов и определения его как социокультурной практики. В качестве отправной точки кураторской деятельности понимается кураторское образование, реализуемое на данный момент в России в двух форматах: в рамках школ современного искусства и в виде академических программ. В фокусе исследования находятся именно школы современного искусства как новые образовательные институции, формирующие как кураторов, так и художников, способных осуществлять помимо художественной кураторскую деятельность. В статье рассматриваются две концептуальные рамки, позволяющие проблематизировать базовые моменты, связанные с моделью кураторского образования в виде школ современного искусства. Первая рамка связана с теорией критической педагогики и ее развитием в работах Генри Жиру, в первую очередь применительно к вопросу связи культурных и образовательных практик. Вторая рамка обозначена концепцией Бориса Гройса в отношении нового. Она позволяет проблематизировать положение школ современного искусства по отношению к предшествующим образовательным стратегиям в художественном пространстве. В контексте двух концептуальных рамок кураторское образование рассматривается как форма культурного производства.

Об авторе

М. С. Яралова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Марта С. Яралова, аспирант

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Гройс 2015 – Гройс Б. О новом. Опыт экономики культуры. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 240 с.

2. Мизиано 2017 – Мизиано А. Институция кураторства в России. Заметки на полях едва ли сложившейся профессии // Художественный журнал. 2017. № 101 [Электронный ресурс]. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/55/article/1116 (дата обращения 20 июля 2020).

3. Обрист 2016 – Обрист Х.У. Пути кураторства. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 160 с.

4. О’Нил 2015 – О’Нил П. Культура кураторства и кураторство культур(ы). М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 272 с.

5. Фрейре 2018 – Фрейре П. Педагогика угнетенных. М.: Азбука-Аттикус, 2018. 141 с.

6. Giroux 2004 – Giroux H. Cultural studies, public pedagogy, and the responsibility of intellectuals // Communication and Critical/Cultural Studies. March 2004. Vol. 1. No. 1. P. 59–79.

7. Giroux 2011 – Giroux H. On critical pedagogy. N.Y.: The Continuum International Publishing Group, 183 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Яралова М.С. Кураторское образование как социокультурная практика: две концептуальные рамки. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(8):24-34. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-8-24-34

For citation: Yaralova M.S. Curatorial education as a sociocultural practice: two conceptual frameworks. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(8):24-34. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-8-24-34

Просмотров: 31

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)