Атлас Г. Рихтера: стратегии репрезентации современных визуальных практик


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-8-82-95

Полный текст:


Аннотация

В эпоху доминирования визуальной информации особое значение приобретает изучение моделей видения – культурно-исторических конструктов, ядром которых является образ как категория познания, репрезентации и восприятия. Одним из феноменов, представляющих интерес для визуальных исследований, является атлас, который может быть охарактеризован как визуальный архив, как продуктивная форма организации знания, представляющая историческую модель видения. Атлас ставит перед исследователем проблему образа, выполняющего когнитивные функции и формирующего социально-культурные взаимодействия. Кроме того, атлас как визуальный конструкт может являться актуальной формой художественного высказывания. Статья посвящена изучению Атласа выдающегося немецкого художника Г. Рихтера (р. 1932). Атлас – это создававшийся более полувека (1962–2015) уникальный художественный проект, представляющий интерес как пространство репрезентации современной картины мира и практик ее восприятия. Атлас исследуется как сложное многоуровневое визуальное пространство, медийное по своей природе, гетерогенное по характеру, которое апеллирует к индивидуальной и коллективной памяти, отражает субъективный образ мира ее создателя. В статье показано, что Атлас Г. Рихтера вскрывает механизмы властного доминирования визуальных образов, моделирует практики репрезентации и восприятия реальности, являя себя тем самым визуальной моделью современного, пронизанного медиапотоками, а потому иллюзорного в своей основе мира.


Об авторе

И. Н. Захарченко
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Ирина Н. Захарченко, кандидат исторических наук, доцент

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Бахманн-Медик 2017 – Бахманн-Медик Д. Культурные повороты: Новые ориентиры в науках о культуре. М.: НЛО, 2017. 504 с.

2. Бухло 2016 – Бухло Б.Х.Д. Реди-мейд, фотография и живопись в живописи Герхарда Рихтера // Бухло Б.Х.Д. Неоавангард и культурная индустрия: Статьи о европейском и американском искусстве 1955–1975 годов. М.: V-A-C press, 2016. 720 с.

3. Гройc 2006 – Гройс Б. Топология современного искусства [Электронный ресурс] // Художественный журнал. 2006. № 61–62. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/36/article/696 (дата обращения 2 июля 2020).

4. Деррида 2014 – Деррида Ж. Послесловие («Архивная лихорадка») [Электронный ресурс] // Топос. Литературно-философский журнал. 2014. URL: https://www.topos.ru/article/ontologicheskie-progulki/posleslovie-arkhivnaya-likhoradka (дата обращения 2 июля 2020).

5. Краусс 2003 – Краусс Р. Решетки // Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М.: Художественный журнал, 2003. С. 19–32.

6. Фостер 2015 – Фостер Х. Архивный импульс [Электронный ресурс] // Художественный журнал. 2015. № 95. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/10/article/133 (дата обращения 2 июля 2020).

7. Фуко 2012 – Фуко М. Археология знания. СПб.: Гуманитарная академия, 2012. 416 с.

8. Buchloh 1999 – Buchloh, B.H.D. Gerhard Richter’s ‘Atlas’: The Anomic Archive // October. 1999. No 88, Spring. P. 117–145.

9. Didi-Huberman 2011 – Didi-Huberman G. Atlas ou le gai savoir inquiet. L’Oeil de l’histoire 3. Paris: Les Editions de Minuit, 2011.

10. Richter 2009 – Gerhard Richter: Text: writings, interviews and letters 1961–2007 / Ed. by D. Elger, H.U. Obrist. L.: Thames & Hudson, 2009.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Захарченко И.Н. Атлас Г. Рихтера: стратегии репрезентации современных визуальных практик. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(8):82-95. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-8-82-95

For citation: Zakharchenko I.N. G. Richter’s “Atlas”: Strategies for representing modern visual practices. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(8):82-95. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-8-82-95

Просмотров: 26

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)