Топос “concordia discors” в средневековой словесности: контексты, смыслы, риторические вариации


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-1-10-23

Полный текст:


Аннотация

В статье дан обзор контекстов, в которых средневековые авторы используют топос “concordia discors”, восходящий к римской поэзии. Выделены шесть таких контекстов, в каждом из которых топос получает особый смысл. В космологических контекстах топос отображает ситуацию согласия стихий, которые по своей сути противоположны и даже враждебны друг другу. В социальные контекстах он выражает идею разнообразия, сохраняемого в некоем социальном единстве (церкви, государства, общины верующих). В антропологических контекстах топос может быть применен к устройству человеческого тела, взаимодействию тела и души, смешению противоположных чувств внутри души. В экзегетических контекстах топос передает парадокс согласия между противоречащими друг другу утверждениями в Священном Писании; в поэтологических контекстах - гармонию разнородных элементов в поэтическом произведении. В музыковедческих контекстах топос описывает реальный феномен одновременного звучания нескольких голосов в полифонической музыке (лишь в этих контекстах топос имеет не метафорический, но буквальный смысл).


Об авторе

А. Е. Махов
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Махов Александр Е. - доктор филологических наук.
125993, Москва, Миусская пл., д. 6.



Список литературы

1. Curtius 1941 - Curtius E.R. Beitrage zur Topik der mittellateinischen Literatur // Corona Quernea. Festgabe Karl Strecker zum 80. Geburtstag. Leipzig: Hiersemann, 1941. S. 1-14.

2. Curtius 1972 - Curtius E.R. Zum Begriff einer historischen Topik (1938-1949) // Toposforschung. Eine Dokumentation / Hrsg. von P. Jehn. Frankfurt a. M.: Athenaum, 1972. S. 3-19.

3. Curtius 1973 - Curtius E.R. Europaische Literatur und lateinische Mittelalter. 8 Aufl. Bern: Francke, 1973. 608 S.

4. Gallo 1971 - Gallo E. The “Poetria Nova” and its Sources in Early Rhetorical Doctrine. The Hague: Mouton, 1971. 241 p.

5. Hardie 2019 - Hardie Ph. Classicism and Christianity in late antique Latin poetry. Oakland: University of California Press, 2019. 293 p.

6. Heneveld 2014 - Heneveld A. Concordia discors: l'harmonie de l'ecriture medievale // Medievales: Langues, Textes, Histoire. 2014. no 66. P. 25-41.

7. Lausberg 1960 - Lausberg H. Handbuch der literarischen Rhetorik. Bd 1. Munchen: Hueber, 1960. 601 S.

8. Peil 1984 - Peil D. Concordia discors. Anmerkungen zu einem politischen Harmonie modell von der Antike bis in die Neuzeit // Geistliche Denkformen in der Literatur des Mittelalters. Munchen: Fink, 1984. S. 401-434.

9. Spitzer 1944 - Spitzer L. Classical and Christian ideas of World Harmony: Prolegomena to an Interpretation of the Word “Stimmung”: Part I // Traditio. Vol. 2 (1944), P. 409-464.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Махов А.Е. Топос “concordia discors” в средневековой словесности: контексты, смыслы, риторические вариации. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(1):10-23. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-1-10-23

For citation: Makhov A.E. The Concordia Discors Topos in Medieval Literature: Contexts, Meanings, Rhetorical Variations. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(1):10-23. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-1-10-23

Просмотров: 38

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)