Албанские драгуа: немного о типологическом своеобразии персонажей в контексте балканской традиции
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-4-45-57
Аннотация
В статье проводится полемика с «доримской» интерпретацией генезиса образов драгуа в албанском фольклоре. Мифологический персонаж – гонитель градовых туч, который вступает в противостояние с персонажем, наводящим эти тучи, и тем самым защищает «свою» территорию от града и бури, является фигурой, чрезвычайно распространенной во всех славянских, а также соседствующих неславянских (в частности, для балканского кластера – в албанской) традициях. В статье исследуются функционально-типологические параллели между албанскими драгуа и сопоставимыми мифологическими персонажами из сербохорватской традиции – змайевитыми/аловитыми людьми – и доказывается, что специфика албанской традиции заключается не в некоем изначально специфическом инварианте, напрямую наследующем доримскую архаику, но в инкорпорации образов драгуа в позднейшую литературную традицию. В ходе этой инкорпорации драгуа «теряют» одну из своих ключевых типологических особенностей, характерных для устной народной традиции, – а именно мотив выхода души драгуа из тела для участия в сражении с демоническим противником – и становятся вписаны в актуальный социополитический контекст как персонификации албанского патриотического духа – что, в свою очередь, основывается на свойственном албанскому устному героическому эпосу, как и иным балканским традициям, уподобление культурного героя мифологическому персонажу – гонителю градовых туч.
Ключ. слова
Об авторе
М.-В. В. МоррисРоссия
Мария-Валерия В. Моррис, кандидат юридических наук
119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр. 1
Список литературы
1. Бјелетић 2002 – Бјелетић М. Духовна култура Словена у светлу етимологије: јсл. (х)ала / Jerzy Rusek, Wiesław Boryś, Leszek Bednarczuk (red.). Dzieje Słowian w świetle leksyki, Kraków: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2002. P. 75–82.
2. Лома 2013 – Лома А. Свети Сава и облакогонци // Зборник радова Византолошког института. 2013. № 50/2. С. 1041–1079.
3. Плотникова 2004 – Плотникова А.А. Этнолингвистическая география Южной Славии. М.: Индрик, 2004. 786 с.
4. Раденковић 2001 – Раденковић Л. Митолошки господари градоносних облака. Словенске паралеле / Зборник Етнографског музеја у Београду 1901–2001. Београд, 2001. С. 445–453.
5. Толстой 2003 – Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М.: Индрик, 2003. 624 с.
6. Doja 2005 – Doja A. Mythology and Destiny // Anthropos. International Review of Anthropology and Linguistics. 2005. № 100 (2). P. 449–462.
7. Elsie 2001 – Elsie R. A Dictionary of Albanian Religion, Mythology and Folk Culture. London: C. Hurst & Co. Publishers, 2001. 357 p.
8. Elsie 2004 – Elsie R. Songs of the Frontier Warriors. Waukonda, IL: Bolchazy-Carducci Publishers, 2004. 414 p.
9. Elsie, Mathie-Heck 2005 – Elsie R., Mathie-Heck J. The Highland Lute. London: Bloomsbury Academic, 2005. 487 p.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Моррис М.В. Албанские драгуа: немного о типологическом своеобразии персонажей в контексте балканской традиции. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(4):45-57. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-4-45-57
For citation: Morris M.V. The dragua of Albania. Concerning the typological peculiarities of the character in the context of Balkan tradition. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(4):45-57. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-4-45-57
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.