ЖАНРЫ И ТЕКСТЫ ТРАДИЦИОННОГО ФОЛЬКЛОРА
В статье предлагается анализ устного мемората, в котором повествуется о некоем бытовом происшествии (подозрение в «порче» ребенка), о проведении очистительного обряда и о последующей затем переоценке случившегося (автором, он же центральный персонаж рассказа). Рассматриваются и другие версии того же сюжета, описываются текстопорождающие механизмы, опирающиеся на картину мира данной традиции. Делается попытка реконструировать состав прототипического эпизода и на этом основании выявить те событийные элементы, которые, по-видимому, в реальной действительности не имели места. Подобное исследование позволяет оценить роль мифологической модели в обогащении нарратива подробностями, необходимыми для создания концептуальной полноты и убедительности порождаемого мемората.
Материал для исследования взят из монгольских и бурятских экспедиционных записей Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета 2006–2010 гг.
В статье рассматривается проблема вариации в рукописной традиции одной из древнеисландских родовых саг – «Саги о Бьёрне, герое из долины Хит» (Bjarnar saga Hítdælakappa). Обычно две основные версии саги рассматривали как сокращенную и пространную редакции. Однако их сравнение показывает, что при большом объеме идентичного текста большинство разночтений является равноправной вариацией, а тенденции к сужению одной из версий не наблюдается. Это позволяет предположить, что тексты соотносятся как два равноправных пересказа изложения протографа. Такой ракурс дает возможность не только пересмотреть существующую оценку одной из версий как сокращения, но и увидеть за этими пересказами живую традицию древнеисландских рассказчиков, вступивших в культуру книжности. В рамках исследования механики такого пересказа в работе дается обзорный анализ вариационных разночтений, а также предлагается метод их классификации и подсчета.
В статье проводится полемика с «доримской» интерпретацией генезиса образов драгуа в албанском фольклоре. Мифологический персонаж – гонитель градовых туч, который вступает в противостояние с персонажем, наводящим эти тучи, и тем самым защищает «свою» территорию от града и бури, является фигурой, чрезвычайно распространенной во всех славянских, а также соседствующих неславянских (в частности, для балканского кластера – в албанской) традициях. В статье исследуются функционально-типологические параллели между албанскими драгуа и сопоставимыми мифологическими персонажами из сербохорватской традиции – змайевитыми/аловитыми людьми – и доказывается, что специфика албанской традиции заключается не в некоем изначально специфическом инварианте, напрямую наследующем доримскую архаику, но в инкорпорации образов драгуа в позднейшую литературную традицию. В ходе этой инкорпорации драгуа «теряют» одну из своих ключевых типологических особенностей, характерных для устной народной традиции, – а именно мотив выхода души драгуа из тела для участия в сражении с демоническим противником – и становятся вписаны в актуальный социополитический контекст как персонификации албанского патриотического духа – что, в свою очередь, основывается на свойственном албанскому устному героическому эпосу, как и иным балканским традициям, уподобление культурного героя мифологическому персонажу – гонителю градовых туч.
Часто в основе поэтического и музыкального авторского творчества лежат народные мотивы. Но возможны и обратные процессы, когда авторский текст порождает ряд фольклорных версий. Показательным в этом отношении является стихотворение Н.Г. Цыганова «Неволя», написанное в стилистике народной лирики. Это произведение породило ряд фольклорных текстов. В свою очередь, варианты этих песен послужили материалом для композиторских обработок. В результате на протяжении существования текста возникли его различные версии, а также разные произведения, основанные на исходном тексте. Так, на стихотворение Н.Г. Цыганова написал одноименный хор С.В. Рахманинов. На основе близких вариантов народной песни, записанных в Воронежской области, В. Захаров и С.С. Прокофьев написали свои обработки.
Целью работы является изучение лирической протяжной песни «Соловей-соловьюшко», истории ее возникновения, распространения и бытования. Для этого необходимо установить особенности песенного типа, сопоставив варианты, записанные на различных территориях. Сравнение ритмических, композиционных и ладовых моделей позволит выявить инвариант песни, на основе которого можно будет проследить новую жизнь этой песни в обработках русских композиторов.
ПОСТФОЛЬКЛОР В СЕТЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Настоящее исследование посвящено дискурсу телесности в бодипозитивных блогах на русском языке в социальной сети «Инстаграм». Бодипозитивность – это набирающее популярность социальное течение и медийный тренд, распространяющий идею толерантного отношения к своей и чужой внешности и телу. В данной статье рассматривается то, как в публикациях блогеров, последователей общественного феминистского движения бодипозитив, и комментариях к ним читателей осмысляется тема взаимодействия тела и пространства, в частности пространства города, в контексте теоретических представлений о социализации тела, разработанных в трудах Р. Барта, Ж. Бодрийяра, понятий политика тела М. Фуко и пассивное тело Р. Сеннета. Анализируя публикации в «Инстаграм» методами дискурси контент-анализа, мы выделяем несколько наиболее часто упоминаемых мест или пространств, в которых тело в дискурсе бодипозитивизма становится актуальным/актуализованным, а значит, вызывает ощущение психологического дискомфорта и депривации и, как следствие, требует каких-либо манипуляций с собой или заставляет человека действовать по-другому, как правило, вразрез с его волей: это происходит в местах общественного питания и отдыха на воде, в общественном транспорте, в магазинах одежды и на улицах города вообще.
Данная работа имеет целью представить актуальную на2020 г. картину бытования в русскоязычном сегменте интернета явлений, восходящих к отечественной устной традиции детских вызываний и в совокупности образующих ее современный сетевой аналог, выявить преемственные и оригинальные черты в их поэтике и особенностях бытования и установить общие закономерности и тенденции развития сетевой традиции в целом.
В источниковую базу нашего исследования вошла общедоступная страница фольклорного архива ННГУ им. Н.И. Лобачевского с текстами «вызывалок», получившими широкое распространение в интернете; 13 разделов форумов, запечатлевших воспоминания взрослых людей о бытовавших в их детстве вызываниях; 14 групп в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», публикующих способы вызовов; 15 сборников инструкций вызовов, выложенных в онлайн-сообществе Wattpad; 19 каналов и 13 отдельных видео на YouTube, посвященных разыгрыванию ритуалов, а также презентации существующих способов вызовов; материалы категории «Вызов духов» сайта страшных историй 4STOR.ru.
Собранные и рассмотренные нами публикации текстов и видеозаписей, связанных с традицией детских вызываний, охватывают периоды с 2005–2020 и с 2014–2020 гг. соответственно. Сам отбор материала и фиксация наблюдений за развитием в русскоязычном сегменте интернета традиции вызываний были начаты нами в 2013 и 2016 гг. соответственно.
На примере медийных текстов, апеллирующих к результатам опроса, проведенного в марте2019 г. Левада-Центром об отношении россиян к личности Сталина и его роли в истории страны, в статье прослеживается, какие инструменты используются русскоязычными СМИ при подаче информации, представляющей общественное мнение. Исследование проводится в рамках фрейм-аналитического подхода, в варианте, наиболее близком к риторическому его направлению, связанному с убеждением. Анализ текстов, отразивших результаты опросов общественного мнения в день их публикации, показывает, что фреймирование результатов опросов оказывается связано в первую очередь с фреймированием объекта опроса, заложенным опросной компанией, а также с рутинными практиками работы медийных изданий. Такие ограничения могут быть до некоторой степени сняты различными стратегиями фреймирования: выбор информации, которая будет освещена, выбор фокуса материала, привлечение эксперта для комментария, сокращение сюжетов до оценочных ярлыков, а также специфические для работы с опросными данными приемы по объединению разных групп ответов под одной общей категорией и поиску максимальных и минимальных показателей не обязательно по такому же вопросу, приводимых для сравнения и создания эффекта динамики.
РЕЦЕНЗИИ
В рецензируемой книге похоронные и поминальные причитания рассматриваются как форма коммуникации с потусторонним миром. Автор анализирует контекст исполнения ритуальных плачей, содержание и структуру обрядовых текстов, формулы и порядок их соединения в текстах (семантику и синтагматику), в четвертой главе останавливаясь на том, как работают причитания. Исследование основано на богатых архивных и полевых материалах, которые собирались в Вологодской области с начала ХХ в. до 2018 г. Многочисленные экспедиционные истории в монографии проявляют тонкую авторскую рефлексию над собственной полевой работой. Тексты причитаний, записанные в экспедициях разных лет, вынесены в Приложение к книге. Анализируя обрядовые тексты, автор обращает внимание на особенности языка, на то, какие элементы и формулы сохранялись дольше других. На ритуальные плачи Елена Югай смотрит как на «остаточное явление» в современности. С одной стороны, такой подход обедняет взгляд на актуальные процессы. Но с другой – автор приглашает к размышлению о том, почему похоронные и поминальные причитания постепенно уходят в прошлое и что приходит на их место.
В рецензии описывается проделанная Аллой Ивановной Алиевой археографическая работа по аккумуляции и анализу документов, описывающих творческий путь четы Уваровых на Кавказе. Отмечается важность первого переиздания кавказских дневников Прасковьи Сергеевны Уваровой для современных исследователей фольклорной и религиозной традиции народов Восточного и Южного Причерноморья на рубеже XIX и XX вв. В тексте процитированы наиболее любопытные, на взгляд автора, рецензии, цитаты и приведены результаты первичного анализа нескольких устойчивых мифологических сюжетов из путевых записей графини.