Медиафреймирование результатов опроса об отношении россиян к Сталину


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-4-111-126

Полный текст:




Аннотация

На примере медийных текстов, апеллирующих к результатам опроса, проведенного в марте2019 г. Левада-Центром об отношении россиян к личности Сталина и его роли в истории страны, в статье прослеживается, какие инструменты используются русскоязычными СМИ при подаче информации, представляющей общественное мнение. Исследование проводится в рамках фрейм-аналитического подхода, в варианте, наиболее близком к риторическому его направлению, связанному с убеждением. Анализ текстов, отразивших результаты опросов общественного мнения в день их публикации, показывает, что фреймирование результатов опросов оказывается связано в первую очередь с фреймированием объекта опроса, заложенным опросной компанией, а также с рутинными практиками работы медийных изданий. Такие ограничения могут быть до некоторой степени сняты различными стратегиями фреймирования: выбор информации, которая будет освещена, выбор фокуса материала, привлечение эксперта для комментария, сокращение сюжетов до оценочных ярлыков, а также специфические для работы с опросными данными приемы по объединению разных групп ответов под одной общей категорией и поиску максимальных и минимальных показателей не обязательно по такому же вопросу, приводимых для сравнения и создания эффекта динамики.


Об авторе

И. С. Душакова
Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова
Россия
Ирина С. Душакова, аспирант


Список литературы

1. ван Дейк 2000 – ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. 308 с.

2. Гэллап 2017 – Гэллап Дж., Рэй С.Ф. Пульс демократии. Как работают опросы общественного мнения / Пер. с англ. В.Л. Силаевой. М.: ВЦИОМ, 2017. 255 с.

3. Куракин 2009 – Куракин Д. Массовые опросы как «эпистемическая машина»: социология в стиле «киберпанк» // Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 3. C. 92–101.

4. Рогозин 2014 – Рогозин Д.М. Насколько корректен телефонный опрос о Крыме: апостериорный анализ ошибок измерения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 2 (120). C. 4–25.

5. Сафронова 2019 – Сафронова Ю.А. Историческая память. Введение: учебное пособие. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. 220 с.

6. Титков 2017 – Титков А.С. Фабрикация общественного мнения: где искать ловушку // Фальсификации и ошибки в фольклористике и культурной антропологии: Сб. тезисов и материалов XVII Международной школы-конференции / Сост. А.С. Архипова, С.Ю. Неклюдов, Д.С. Николаев, Н.Н. Рычкова. М.: РГГУ, 2017. C. 169–174.

7. Юдин 2014 – Юдин Г.Б. Эксперимент под внешним управлением: риторика и репрезентация крымского «мегаопроса» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 2 (120). C. 53–56.

8. Altheide, Snow 1992 – Altheide D.L., Snow R.P. Media Logic and Culture: Reply to Oakes // International Journal of Politics, Culture and Society. 1992. Vol. 5. Issue 3. P. 465–472.

9. Cassino 2007 – Cassino D. Entman Robert M. Projections of Power: Framing News, Public Opinion, and U.S. Foreign Policy. Chicago: University of Chicago Press, 2004 // The Journal of Conflict Studies. 2007. Vol. 27. № 1. P. 128–130.

10. Doing News Framing Analysis… 2010 – Doing News Framing Analysis: Empirical and Theoretical Perspectives / D’Angelo P., Kuypers J.A. (eds.) New York: Routledge, 2010. 376 p.

11. Entman 1991 – Entman R.M. Framing US Coverage of International News: Contrasts in Narratives of the KAL and Iran Air Incidents // Journal of Communication. 1991. Vol. 41 (4). P. 6–27.

12. Entman 1993 – Entman R.M. Framing: Towards Clarification of a Fractured Paradigm // Journal of Communication. 1993. Vol. 43 (4). P. 51–58.

13. Gitlin 1980 – Gitlin T. The Whole World Is Watching: Mass Media in the Making and Unmaking of the New Left. Berkley; Los Angeles; London: University of California Press, 1980. 340 p.

14. Glasgow University Media Group 1976 – Glasgow University Media Group. Bad News. London: Routledge, 1976. 310 p.

15. Glasgow University Media Group 1985 – Glasgow University Media Group. War and Peace News. Milton Keynes; Philadelphia: Open University Press, 1985. 355 p.

16. Kuypers 2010 – Kuypers J.A. Framing Analysis from a Rhetorical Perspective // Doing News Framing Analysis: Empirical and Theoretical Perspectives / Ed. by D’Angelo P., Kuypers J.A. New York: Routledge, 2010. P. 286–311.

17. Lakoff 2004 – Lakoff J. Don’t Think of an Elephant! Know Your Values and Frame the Debate: The Essential Guide for Progressives. Vermont: Chelsea Green Publishing, 2004. 144 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Душакова И.С. Медиафреймирование результатов опроса об отношении россиян к Сталину. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(4):111-126. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-4-111-126

For citation: Dushakova I.S. Media framing of the survey results on the attitude of Russians towards J. Stalin. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(4):111-126. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-4-111-126

Просмотров: 224

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)