К вопросу об античных сюжетах в искусстве домонгольской Руси


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-1-152-183

Полный текст:




Аннотация

Узкий круг византийских сочинений, прежде всего хронографических, содержавших античные сюжеты и образы, переводился на Руси начиная с XI в., эти тексты оказывались литературной основой для светского и церковного искусства. Несколько иконографических мотивов мифологических сюжетов и «Вознесение Александра Македонского» проникли в русское домонгольское искусство. Основным источником античных элементов для древнерусской культуры была Византия. При тесных контактах с Западной Европой некоторые мотивы проникали на Русь и из романского искусства. Традиция использовать античные сюжеты в рельефной храмовой декорации, распространенная как в Византии, так и в романском искусстве, была продолжена и в русских памятниках. На стенах церквей античные сюжеты служили апотропеями, однако их символика могла включать и другие аспекты. Несмотря на общую ориентацию древнерусского искусства на монашескую культуру Византии, даже в росписях монастырских храмов со строго аскетической иконографической программой встречаются античные мотивы. Автор касается проблемы образцов. Маловероятно, что образцами для храмовой пластики могли служить предметы прикладного искусства.


Об авторе

О. Е. Этингоф
Российский государственный гуманитарный университет; Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств
Россия

Ольга Е. Этингоф, доктор искусствоведения

125993, Москва, Миусская пл., д. 6;

119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21



Список литературы

1. Архипова 2007 – Архипова Е.И. Архитектурный декор и монументальная пластика Киевской Руси. Конец X – первая четверть XII века // История русского искусства. Т. 1. Искусство Киевской Руси IX – первой четверти XII века. М.: Северный паломник, 2007. С. 600–608.

2. Банк 1940 – Банк А.А. Моливдовул с изображением полета Александра Македонского в небо // Труды отдела Востока Государственного Эрмитажа. Л., 1940. Т. 3. С. 181–194.

3. Буланин 1991 – Буланин Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI–XVI вв. München: Sagner, 1991. 465 с. (Slavistische beitrage / Begründet von Alois Schmaus Herausgegeben von Heinrich Kunstmann u. a. Red. Peter Rehder; B. 278).

4. Буланин 1995 – Буланин Д. Житие Павла Фивейского – болгарский перевод Х века // Кирило-Методиевски студии. Т. 10. София, 1995. С. 15–20.

5. Вагнер 1964 – Вагнер Г.К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси: г. ЮрьевПольской. М.: Наука, 1964. 183 с.

6. Вагнер 1969 – Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси: XII век. Владимир. Боголюбово. М.: Искусство, 1969. 480 с.

7. Гладкая 2006 – Гладкая М.С. Вознесение Александра Македонского: композиция юго-восточного тимпана Дмитриевского собора во Владимире // Георгий Карлович Вагнер – ученый, художник, человек. М.: ИМЛИ РАН, 2006. С. 325–340.

8. Гладкая 2009 – Гладкая М.С. Рельефы Дмитриевского собора во Владимире: опыт комплексного исследования. М.: Индрик, 2009. 288 c.

9. Гладкая 2018 – Гладкая М.С. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире: Барабан. Резьба четверика (регистр прясел над аркатурой). Владимир: Владимирская обл. универсальная науч. библиотека, 2018. 1008 с.

10. Грабар 1962 – Грабар А.Н. Светское изобразительное искусство домонгольской Руси и «Слово о полку Игореве» // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. Вып. XVIII. С. 233–271.

11. Даркевич 1962 – Даркевич В.П. Подвиги Геракла в декорации Дмитриевского собора во Владимире // Советская археология. М.: Изд-во АН СССР, 1962. Вып. 4. С. 90–104.

12. Даркевич 1975 – Даркевич В.П. Светское искусство Византии: Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X–XIII вв. М.: Искусство, 1975. 350 с.

13. Евсеева 1998 – Евсеева Л.М. Афонская книга образцов. XV в. М.: Индрик, 1998. 384 с.

14. Иоаннисян 2005 – Иоаннисян О.М. Романские истоки зодчества ВладимироСуздальской Руси времени Андрея Боголюбского (Германия или Италия?) // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции: К 2000-летию христианства. М.: Северный паломник, 2005. С. 31–69.

15. Иоаннисян 2003 – Иоаннисян О.М. Ломбардские зодчие на Руси: «Русская романика» XII века // Пинакотека. 2003. № 1–2 (16–17). С. 10–19.

16. Лазарев 1970 – Лазарев В.Н. Древнерусские художники и методы их работы // В.Н. Лазарев. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. М.: Наука, 1970. С. 13–26.

17. Лазарев 1973 – Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. М.: Искусство, 1973. 112, XV с., 205 л.

18. Лечицкая 2010 – Лечицкая О. Коптские ткани. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М.: Новости, 2010. 414 с., ил.

19. Лурье 1988 – Лурье Я.С. Апокрифы о Соломоне // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 66–68.

20. Маршак 2006 – Маршак Б.И. Серебро за меха // Византийская идея. Византия в эпоху Комнинов и Палеологов. СПб.: Эрмитаж, 2006. С. 72–82.

21. Мильков, Полянский 2008 – Космологические произведения в книжности Древней Руси: В 2 ч. Ч. 1: Тексты геоцентрической традиции / Изд. подгот. В.В. Мильков, С.М. Полянский. СПб.: ИД «Мiръ», 2008. 650 с., ил.

22. Новаковская-Бухман 2002 – Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире // Древнерусское искусство: Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 172–186.

23. Пуцко 1988 – Пуцко В.Г. Шиферный рельеф из церкви св. Ирины в Киеве // Древнерусское искусство. Художественная культура X – первой половины XIII в. М.: Наука, 1988. C. 287–291.

24. Рыбаков 1987 – Рыбаков Б.А. Язычество в Древней Руси. М.: Наука, 1987. 782 с., ил.

25. Сарабьянов 2012 – Сарабьянов В.Д. Помещения 2-го этажа в древнерусских церквах, их богослужебная функция и иконография // Искусство Древней Руси и стран византийского мира: Вып. II: Материалы II научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения В.А. Булкина. 3–4 декабря 2012 г. СПб.: Ритм, 2012. Вып. 2. С. 29–33.

26. Сарабьянов 2013 – Сарабьянов В.Д. Мир книжности во фресках Спасской церкви Евфросиньева монастыря. К вопросу о просветительской деятельности преподобной Евфросинии Полоцкой // История и археология Полоцка и Полоцкой земли: Материалы VI международной научной конференции (1–3 ноября 2012 г.). Ч. II: Спасо-Преображенская церковь в Полоцке: История. Архитектура. Живопись. Полоцк: Полоцкое кн. изд-во, 2013. С. 79–103.

27. Седов 2008 – Седов В.В. Погребение 7 в Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде и золотное шитье с изображением вознесения Александра Македонского // Московская Русь: проблемы археологии и истории архитектуры: к 60-летию Л.А. Беляева. М.: ИА РАН, 2008. С. 64–89.

28. Свирин 1966 – Свирин А.Н. К вопросу о связях художественной культуры Древней Руси с античным миром // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л.: Наука, 1966. Т. 22. С. 450–462.

29. Слапиня 2020 – Слапиня А.А. Декорированные роговые пластины XII века из археологического слоя Пскова и сюжет борьбы кентавра со зверем в древнерусском искусстве // Вестник сектора древнерусского искусства. 2020. № 1. С. 12–24.

30. Сперанский 1960 – Сперанский М.Н. К истории «Физиолога» в старой болгарской письменности // Сперанский М.Н. Из истории русско-славянских литературных связей. М.: Учпедгиз, 1960. С. 148–159.

31. Творогов 1977 – Творогов О.В. Античные мифы в древнерусской литературе XI–XVI вв. // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1977. Вып. 33. С. 1–31.

32. Успенский 1983 – Успенский Б.А. Языковая ситуация Киевской Руси и ее значение для истории русского литературного языка. М.: Изд-во МГУ, 1983.

33. Чернецов 1975а – Чернецов А.В. Древнерусские изображения кентавров // Советская археология. 1975. № 2. С. 100–119.

34. Чернецов 1975b – Чернецов А.В. К изучению символики Новгородских врат 1336 г. // Краткие сообщения Института археологии. 1975. № 144. С. 40–46.

35. Этингоф 1996 – Этингоф О.Е. Античные традиции в древнерусской художественной культуре X–XV веков // Античное наследие в культуре России / Под общ. ред. Г.С. Кнабе. М.: Изд. РНИИ и природного наследия, 1996. С. 52–96.

36. Этингоф 2000 – Этингоф О.Е., Турилов А.А. Александр Великий. Иконография. Эллинистические сюжеты. Иллюстрации к «Роману об Александре» // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 516–520.

37. Этингоф 2018а – Этингоф О.Е. Рельефная декорация церковных фасадов византийского мира // Искусство Евразии. 2018. № 2 (9). С. 199–211 [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1070646/32/ (дата обращения 20 января 2021).

38. Этингоф 2018b – Этингоф О.Е. К вопросу о бытовании античной пластики в период средневековья на Востоке и Западе // «На ионийский лад я пою…»: Сборник статей в честь Н.М. Никулиной. Труды исторического факультета МГУ. 139. Серия II. Исторические исследования 82. М.: КДУ: Университетская книга, 2018. С. 197–215.

39. Acheimastou-Potamianou 1998 – Acheimastou-Potamianou M. Icons of the Byzantine Museum of Athens (Ministry of Culture Archaeological Receipts Fund), Athens, 1998. 304 p.

40. Beckwith 1962 – Beckwith J. The Veroli Casket. H.M. Stationery Office, 1962. 28 р.

41. Γαλάβαρης 1995 – Γαλάβαρης Γ. Ελληνική Τέχνη. Ζωγραφική Βυζαντινών Χειρογράφων. Εκδοτική Αθηνών, 1995. 283 ς.

42. Grabar 1968 – Grabar A. Images de l’Ascension d’Alexandre en Italie et en Russie // Paris, Collège de France, 1968. Vol. 1. P. 295–296.

43. Hutter 1999 – Hutter I. The Magdalen College ‘Musterbuch’: A Painter’s Guide from Cyprus at Oxford // Medieval Cyprus: Studies in Art, Architecture, and History in Memory of Doula Mouriki. Patterson Ševčenko N., Moss Ch. (Eds.). Department of Art and Archaeology, Program in Hellenic Studies, Princeton University, 1999. P. 117–129.

44. Марковић 2000 – Марковић М. Илустрациjе патеричких прича у припрати Хиландарског католикона // Осам векова Хиландара. Историjа, духовни живот, књижевност, уметност и архитектура. Међународни научни скуп. Октобар 1998. Београд, 2000. С. 505–537.

45. Settis Frugoni 1973 – Settis Frugoni C. Historia Alexandri elevati per griphos ad aerem: Origine, iconografia e fortuna di un tema. Roma: Istituto storico italiano per il Medio Evo, 1973. 360 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Этингоф О.Е. К вопросу об античных сюжетах в искусстве домонгольской Руси. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(1-2):152-183. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-1-152-183

For citation: Etinhof O.E. On the Question of classical Themes in the Art of pre-Mongol Russia. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(1-2):152-183. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-1-152-183

Просмотров: 314

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)