«Повествовательная геометрия»: о приеме суммирования ракурсов в русской иконографии
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-4-76-96
Аннотация
В статье рассматриваются приемы подвижной зрительской позиции и суммирования ракурсов / зрительских впечатлений в русской иконографии. Эти визуальные принципы, описанные рядом исследователей, относятся к базовой «грамматике» постиконоборческого византийского и средневекового русского искусства. Скользящая зрительская позиция позволяла демонстрировать изображаемый объект одновременно с нескольких точек зрения – иконописец представлял визуальную фигуру в нескольких взаимоисключающих (при фиксированной позиции наблюдателя) ракурсах. Прием использовался в русской иконографии прежде всего для демонстрации значимых объектов – благодаря этому создатель образа передавал необходимую информацию о предмете, насыщая изображение смысловыми нюансами и создавая «микрорассказы» в пространстве композиции. Реже аналогичный прием могли использовать для демонстрации периферийных объектов. Помимо этого суммирование решало другую задачу, передавая динамику движения персонажа, – в этом случае «перемещается» не художник, мысленно осматривающий объект с разных позиций, а сам герой визуального рассказа. Фиксируя разные моменты времени, иконописец трансформирует изображаемую фигуру так, что персонаж замирает в неестественной позе, – положение его тела передает информацию о направленности его движений. В статье рассмотрены типичные и специфические примеры использования этих приемов в средневековом русском искусстве.
Об авторе
Д. И. АнтоновРоссия
Дмитрий И. Антонов, доктор исторических наук, профессор
125993, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Антонов 2015 – Антонов Д.И. Оборотничество в русской иконографии, книжности и фольклоре: стратегии репрезентации // Оборотни и оборотничество: стратегии описания и интерпретации: Материалы международной конференции / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М.: Издательский дом «Дело», 2015. С. 14–25.
2. Антонов 2017 – Антонов Д.И. Дух в чужом теле: оборотничество в древнерусской иконографии, книжности и фольклоре // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 9 (30). С. 49–64.
3. Антонов, Майзульс 2013 – Антонов Д.И, Майзульс М.Р. Анатомия ада: Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии. М.: Форум: Неолит, 2013. 240 с.
4. Антонов, Майзульс 2020 – Антонов Д.И, Майзульс М.Р. Анатомия ада: Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии. 4-е изд., испр. и доп. М.: Форум: Неолит, 2020. 264 с.
5. Мильчик 2017 – Мильчик М.И. Древнерусская иконография монастырей, храмов и городов XVI–XVII веков: Статьи 1973–2017. СПб.: Коло, 2017. 380 с.
6. Раушенбах 2019 – Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М.: Наука, 2019. 300 с.
7. Успенский 2005 – Успенский Б.А. Семиотика искусства: Поэтика композиции. Семиотика иконы: Статьи об искусстве. М.: Языки славянской культуры, 2005. 357 с.
8. Франклин 2010 – Франклин С. Письменность, общество и культура в Древней Руси: (около 950–1300 гг.). СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. 552 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Антонов Д.И. «Повествовательная геометрия»: о приеме суммирования ракурсов в русской иконографии. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(4):76-96. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-4-76-96
For citation: Antonov D.I. “Narrative geometry”. On the method for summing angles in Russian iconography. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(4):76-96. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-4-76-96
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.