Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Трагедия в драматургии Л. Тика: некоторые аспекты

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-3-32-41

Аннотация

В настоящей статье рассматривается жанр трагедии в творчестве представителя немецкого романтизма Л. Тика. Известно, что жанр трагедии у немецких романтиков представлен преимущественно двумя разновидностями: «трагедией рока» (Schicksalsdrama) и драмой на религиозно-историческую тему (в литературе чаще всего обозначаемой как Universaldrama, «универсальная драма»). Л. Тик стоит у истоков обоих жанров, при этом особенно влиятельной оказалась трагедия «Жизнь и смерть святой Геновевы» (1801), к которой восходят прочие религиозно-исторические драмы немецкого романтизма. Дав образцы этих двух жанров, Тик переосмысливает трагедийные структуры, по-разному релятивируя их – во-первых, трансформируя собственно трагедийный жанр, и, во-вторых, включая трагедийные элементы в сложные жанровые конструкты, преимущественно в сказочные драмы. Это переосмысление происходит обычно в русле пародии, типичной для творчества Тика – будь то пародирование «основной» трагедии комедией-дублером или включение пародий на трагедию, в том числе своего авторства, в комедийные тексты. При этом, однако, последнее драматическое произведение Тика, «Фортунат» (1816), имеющее много общего с его сказочными драмами и, как и они, являющееся сложным жанровым конструктом, завершается трагедией «в чистом виде», торжеством трагического начала. Это свидетельствует, по нашему мнению, о невозможности полного релятивирования трагедии и кризисе романтической драмы.

Об авторе

Т. А. Зотова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Татьяна А. Зотова, кандидат филологических наук

101100, Москва, Мясницкая ул., д. 20



Список литературы

1. Зенкин 2018 – Зенкин С. Теория литературы. Проблемы и результаты. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 362 с.

2. Карельский 1992 – Карельский A.B. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1992. 336 с.

3. Пави 1991 – Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. 504 с.

4. Klein 2019 – Klein, Ch. Das Schicksalsdrama des 19. Jahrhunderts als <Zeitphänomen> zwischen literarischer Tradition und gesellschaftlicher Transformation // Internationales Archiv für Sozialgeschichte der deutschen Literatur. 2019. Vol. 41 (1). P. 220–239.

5. Kremer 2015 – Kremer D. Romantik. J.B. Metzler. Stuttgart; Weimar, 2015.

6. Scherer 2012 – Scherer S. Ursprung der Romantik: Blaubart-Konstellationen bei Tieck // Fabula. 2012. Vol. 53 (3–4). P. 205–225.


Рецензия

Для цитирования:


Зотова Т.А. Трагедия в драматургии Л. Тика: некоторые аспекты. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(3):32-41. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-3-32-41

For citation:


Zotova T.A. Tragedy in L. Tieck’s drama. Some aspects. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(3):32-41. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-3-32-41

Просмотров: 149


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)