«Вот мой проект»: художественная деталь и ее роль в формировании семантики временного потока в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-3-53-64

Полный текст:




Аннотация

В статье делается попытка оценить роль художественной детали в формировании смыслов, связанных с категорией времени, в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». В качестве материала для анализа выбран небольшой эпизод из первого акта пьесы, в котором Ермолай Лопахин коротко передает суть своего проекта. Рассмотрение проекта Лопахина имеет важное значение с точки зрения интерпретации предложенной им картины будущего, которая, при тщательном анализе представленных в проекте деталей, позволяет проследить в воображаемом героем устройстве будущей жизни, в задуманном им новом пространстве, элементы прошлого, повторение того, что уже было. Благодаря лингвистическим и семантическим повторам и пересечениям смысловых компонент внесценических художественных деталей, относящихся к воображаемому будущему, и деталей, представленных в сценическом и внесценическом пространстве настоящего, происходит образование определенного мотивного ряда. Анализ системы деталей в контексте небольшой сцены, в которой Лопахин излагает свой проект, а также в контексте всего художественного целого пьесы дает возможность по-новому увидеть семантику временного потока и всего онтологического плана в последней пьесе А.П. Чехова.

Об авторе

Е. А. Маряхина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Елена А. Маряхина, соискатель

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Веселова 2006 – Веселова Н.А. О флоре и фауне «Вишневого сада» // Чеховские чтения в Оттаве: Сб. науч. тр. / Ю.В. Доманский, Д. Клэйтон. Тверь; Оттава, 2006. С. 230–238.

2. Ивлева 2001 – Ивлева Т.Г. Автор в драматургии А.П. Чехова. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2001. 127 с.

3. Кофман 2013 – Кофман А.Ф. Художественное пространство и время в драмах Чехова «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» // Культура и искусство. 2013. № 5 (17). С. 516–524.

4. Сендерович 2007 – Сендерович С. Последняя шутка Чехова // Вопросы литературы. 2007. № 1. С. 290–317 [Электронный ресурс]. URL: http://sobolev.franklang.ru/index.php/konets-xix-veka/74-s-senderovich-poslednyaya-shutka-chekhova (дата обращения 5 февраля 2021).

5. Силантьев 2004 – Силантьев И.В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. 296 с.

6. Скафтымов 1972 – Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М.: Художественная литература, 1972. С. 404–435.

7. Словарь 2003 – Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы. Экспериментальное издание / Отв. ред. Е.К. Ромодановская. Новосибирск: СО РАН, 2003. Вып. 1. 243 с.

8. Словарь 2009 – Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы. Экспериментальное издание / Отв. ред. Е.К. Ромодановская. Новосибирск: СО РАН, 2009. Вып. 3, ч. 2. 521 с.

9. Сухих 2001 – Сухих И.Н. Струна звенит в тумане. 1903. «Вишневый сад» // Сухих И.Н. Книги ХХ века: русский канон: Эссе. М.: Независимая Газета, 2001. С. 19–44.

10. Тюпа 2008 – Тюпа В.И. Деталь // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной, Intrada, 2008. С. 54.

11. Ханзен-Лёве 2003 – Ханзен-Лёве Оге А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. СПб.: Академ. проект, 2003. 816 с.

12. Чернец 1999 – Чернец Л.В. Деталь // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа; Академия, 1999. С. 42–51.

13. Чудаков 2016 – Чудаков А.П. Поэтика Чехова. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 704 с.

14. Шалыгина 2007 – Шалыгина О.В. Онтологизация временного потока в ритмической композиции «Вишневого сада» А.П. Чехова // Вестник Челябинского гос. ун-та. Серия «Филология. Искусствоведение». 2007. Вып. 17. № 22 (100). С. 157–168.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Маряхина Е.А. «Вот мой проект»: художественная деталь и ее роль в формировании семантики временного потока в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(3):53-64. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-3-53-64

For citation: Maryakhina E.A. “Here is my plan”. An artistic detail and its role in the formation of semantics of the time flow in The Cherry Orchard by Chekhov. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(3):53-64. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-3-53-64

Просмотров: 353

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)